Рейтинг@Mail.ru
Ключевые типажи вселенной "Союзмультфильма" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ключевые типажи вселенной "Союзмультфильма"

Читать ria.ru в
Старейшая киностудия страны в пятницу отмечает 80-летний юбилей. Чему научили нас её работы и как они отразились на нашем обществе, разбирался Павел Гайков.

Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"

"Союзмультфильм" — это не просто один из крупнейших в мире производителей анимации. Художники и режиссеры студии учили разбираться в людях население как минимум 1/6 части суши. На основе их работ в нашем сознании сформировались канонические образы тех, кто ведет себя хорошо, и тех, кто не очень. К юбилею студии Павел Гайков составил список ключевых типажей произведений "Союзмультфильма".

Интеллигент

Интеллигенция – неоднозначная социальная группа в советской художественной вселенной. Начитанным идеалистам и рефлексирующим интеллигентам в пролетарском обществе жилось непросто, и художники "Союзмультфильма", сами принадлежавшие к этой прослойке, с самоиронией говорили о том, что воспаленный ум и хорошее воспитание сами по себе еще не гарантируют счастья ни его носителю, ни окружающим.

Крокодил Гена, друг Винни-Пуха Кролик, профессор из "12 месяцев" и многие другие "мульт-интеллигенты" никогда не были главными положительными героями своих произведений. Каждому из них были свойственны какие-то недостатки: слишком уж они "мудрили", за собственной ученостью не могли увидеть простого счастья, часто были одиноки, но, как правило, все-таки находили свою миссию в бескомпромиссном служении человечеству и искренней дружбе с более "простыми" героями.

Работник творческой сферы лев Бонифаций, поэт-песенник Черепаха, певец и музыкант Гена, весь коллектив бременских музыкантов обретали счастье в том, чтобы безвозмездно, вопреки обстоятельствам, дарить свое творчество окружающим.
А вот знаменитая употреблением слова "без-воз-мез-дно" Сова – пример того, что не надо прикрываться ложной ученостью в общении с друзьями.

Хулиган

Полная противоположность интеллигенту, хулиган тоже не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. В нем есть своя прелесть жовиальности и непосредственности.

Типичный представитель этого класса – Карлсон, советско-скандинавский ответ Питеру Пэну: вечный мальчик, всегда готовый "пошалить".

Ключевое качество хулиганов – любопытство, которое они реализуют с невиданной энергией. Присутствие ребенка внутри взрослого – очень важное свойство любого художника-аниматора, с помощью  которого он может обратиться к аудитории любого возраста. Герои-хулиганы в мультфильмах, как правило, обаятельнее "правильных" персонажей: Волка из "Ну, погоди!" все любят больше Зайца, попугай Кеша неизбежно вызывает большую симпатию и сочувствие, чем Вовка, Обезьянок из одноименного мультфильма готов понять и простить каждый.

Очень важно, что в каждом хулигане всегда есть что-то человеческое и хорошее, и даже из старухи Шапокляк может выйти толк. В большинстве лучших работ "Союзмультфильма" абсолютных антигероев нет. Но и "зарываться" хулиганам тоже не стоит – каждого из них в конечном счёте ждёт кармическое воздаяние, и на любого Бобика или Барбоса найдется свой Дедушка, который ясно даст им понять, как они не правы.

Хороший мальчик

Очень сложный персонаж. Казалось бы, что может быть проще, чем собрать в одном герое все положительные качества и превратить его в идеальный пример для подражания. Но, может быть, в этом и кроется прелесть работ "Союзмультфильма", что супергероев в них нет, так же, как нет и "суперзлодеев". Нет таких персонажей, которые в любой ситуации знают, как надо себя вести, что нужно сказать или сделать, чтобы донести правду до окружающих и остаться в выигрыше.

В большинстве случаев хорошие герои нерешительны: верность идеалу непротивления злу насилием – их сильная и слабая сторона одновременно. Она часто делает их несчастными, а вызовы их идеалам со стороны более беспринципных персонажей часто становятся сценарным двигателем историй.

Друг Карлсона Малыш, хозяин Кеши Вовка, Чебурашка, Пятачок – все они олицетворяют собой доброту, бескорыстность и способность прощать, которые могут быть восприняты как наивность и неприспособленность к жизни. В том, что переход от социалистических ценностей к новым, капиталистическим, дался стране так нелегко, думаю, виноваты именно они.

Тунеядец

Очень распространенный типаж. В обществе, где работать должен был каждый, а за тунеядство полагалось наказание, важно было с малых лет привить любовь к труду и отвращение к паразитическому образу жизни.
Классический тунеядец – все тот же хулиган Волк из "Ну, погоди!", которого всеми правдами и неправдами все-таки заставляют трудиться на стройке.

Другой яркий образ – Вовка из Тридевятого царства, которому самыми наглядными примерами объясняется, как плохо быть лодырем и бездельником. Вообще Двоечник – самый популярный архетип советского творчества, предельно близкий и понятный непосредственной аудитории анимации – детям школьного возраста. Каждому из нас с детства известно, что не стоит ждать Двоих из ларца, которые придут и сами все сделают за тебя: каждый сам кузнец (или столяр) своего счастья.

Жадина

© РИА Новости | Перейти в медиабанкКадр из мультфильма "Винни Пух и день забот"
Кадр из мультфильма Винни Пух и день забот

Жадность, как и вообще тяга к накопительству и личному обогащению, – еще одна черта, подвергавшаяся жесткой критике со стороны авторов "Союзмультфильма". О том, как жизненно важно вовремя крикнуть "Довольно!", каждый из нас знает из мультфильма "Золотая антилопа" классика советской анимации Льва Атаманова. Этому шедевру уже больше полувека, но своей актуальности он, видимо, не потеряет еще долго. "Золотая антилопа" наглядно показывает, как важно не терять голову при виде богатства, а также не экономить на зарплате сотрудников.

Излишек чего бы то ни было способен принести только новые проблемы, что доказал нам в целом не самый плохой герой Винни-Пух. Из-за жадности очень легко потерять человеческий облик — это демонстрируют нам Мачеха и её дочь из сказки "Двенадцать месяцев".

Тиран

Если уж и искать абсолютное зло в работах "Союзмультфильма", то его воплощением, как правило, становились тираны – тот же жадный раджа из "Золотой антилопы" или Шерхан из "Маугли".

Ключевая проблема этих персонажей – неспособность поменять свою однажды сформировавшуюся точку зрения, услышать слабого. Из-за этого они утрачивают все человеческое и становятся социально опасными, а их будущее, как правило, трагично.

Всегда сомневайтесь в любой истине, будьте открыты новым знаниям и снисходительны к человеческим слабостям, душите в себе зависть, любите и прощайте – вот те идеалы, которые воспевали авторы "Союзмультфильма", и за которые мы и сегодня любим их мультфильмы так же, как и десятки лет назад.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала