Рейтинг@Mail.ru
Солдат Первой мировой: свой среди чужих, чужой среди своих - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Солдат Первой мировой: свой среди чужих, чужой среди своих

© Фото : Александр ПанфиловСтарая фотография воинского мемориала в городе Гумбиннен, ныне - Гусев
Старая фотография воинского мемориала в городе Гумбиннен, ныне - Гусев
Читать ria.ru в
Миновал День памяти и скорби, было сказано много слов о тысячах безымянных захоронений советских солдат, погибших летом 1941 года, в начале Великой Отечественной. А вот о начале для России другой мировой войны, Первой, вспоминают редко.

Александр Панфилов (Калининград), Катерина Борзунова – для РИА Новости.

Миновал День памяти и скорби, было сказано много слов о тысячах безымянных захоронений советских солдат, погибших летом 1941 года, в начале Великой Отечественной. А вот о начале для России другой мировой войны, Первой, вспоминают редко. Правда, почти 46 тысячам наших соотечественников, воевавшим во Франции в годы Первой мировой, долг памяти Родина отдала на высшем уровне - 21 июня глава правительства Владимир Путин открыл в Париже монумент солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса.

У остальных 15 с лишним миллионов мы по-прежнему в должниках. Одно, только одно из свидетельств нашей национальной исторической амнезии в части Первой мировой - это Калининградская область, на территории которой проходила львиная доля ее сражений.

97 лет назад "калининградщина" была частью Восточной Пруссии (самостоятельной административной единицы Германской империи), и центром провинции был Кенигсберг. В период Первой мировой этим местам выпало стать ключом к решению стратегических задач армий Германии и России: немцы упорно стремились не допустить наши войска вглубь империи, русские хотели открыть себе путь к нижней Висле и развить наступательную операцию.

В августе 1914 года две российские армии - 1-я (Неманская), которой управлял Павел Карлович фон Ренненкампф, и 2-я (Наревская) под началом Александра Васильевича Самсонова - сошлись здесь в боях с VIII германской армией генерала Максимилиана фон Притвица унд Гаффрона. Как это было - найти в интернете легко. Что стало с теми, кто навечно остался на прусских полях - узнать практически невозможно.

К началу 20-х годов прошлого века в Восточной Пруссии было захоронено 61 200 погибших воинов, из них 32 540 человек были солдатами и офицерами русской армии, 27 860 - германской. Кроме того, умерли в немецком плену и также были погребены здесь 700 румын, 40 англичан, 31 бельгиец, восемь сербов, четыре француза, три итальянца и один американец.

Боевые могилы, вместившие более тысячи человек были в Mattischkehmen (Совхозное, Нестеровский р-н) и в Tilsit (Советск). Захоронения с более чем 500 погибшими - в Goritten (Пушкино, Нестеровский р-н), Gawaiten/Herzogsrode (Гаврилово, Озерский р-н), Insterburg (Черняховск) и Stalluponen/Ebenrode (Нестеров). Плюс к этому - 126 могил, в которых покоятся от 100 до 500 воинов, 85 - от 50 до 100, 171 - от 20 до 50 и 1 тысяча 300 - где похоронено менее 20 человек, в том числе одиночные могилы.

Поучиться у немцев

Воинские мемориалы в Восточной Пруссии, многие из которых именовали Кладбищами героев, можно назвать образцовыми, их оформляли самые известные немецкие скульпторы и архитекторы. Но главное - погибших здесь не делили на "чужих" и "своих", бывших соперников хоронили рядом и с равными почестями. На надгробиях наших прадедов высекали "Храбрые русские воины". Не "Soldat" (солдат), а именно "Krieger" (воин) - как уважение высшей пробы.

С огромным вниманием к русским могилам относились и во времена Третьего Рейха. Советское же правительство, объявив Первую мировую империалистической, то есть чуждой советскому человеку, их попросту игнорировало.

По итогам Второй мировой войны СССР, отхвативший, пожалуй, самый лакомый кусок Восточной Пруссии, дал ему имя "Калининградская область", избавился от местного населения и начал политику системного уничтожения его культурного и духовного наследия.

Под "зачистку", как ни странно, попали и памятники русским воинам. Их методично сносили, а кладбища распахивали (разумеется, без предварительной эксгумации). От чиновников в ретивости не отставали и переселенцы - кладбищ (как военных, так и гражданских) без следов лома в области не найти. Одна из "визитных карточек" области, с 1946 года и по сей день, - это вывороченные гробы, разбитые склепы и кости, кости, кости…

К примеру, не далее как в мае в центре Калининграда - прямо у здания мэрии - появился котлован, на дне которого оказалось старое немецкое кладбище. Жители удивились, местные СМИ "взвились", служба охраны памятников выдала предписание стройку свернуть, да что толку: работяги покидали гробы и останки на самосвалы и вывезли все в неизвестном направлении.

Бесследно уничтожено и самое крупное воинское захоронение Восточной Пруссии, располагавшееся в Кенигсберге (ныне Калининграде), где обрели покой 2 904 воина, среди которых - 263 русских, пять австрийцев, два румына, два англичанина, француз, итальянец и американец. Русский участок на этом кладбище был выделен особо и отмечен внушительным православным крестом. Помимо рядовых, тут был предан земле полковник Константин Прокофьевич Отрыганьев - командир 106-го пехотного Уфимского полка. Власти Кенигсберга похоронили героя с офицерскими почестями, сделали фотоснимок могилы и отправили родственникам в Москву.

Сегодня здесь - на пересечении Московского проспекта и улицы Дачной - гигантский супермаркет и автоцентр (стоит аккурат на русских могилах и продает немецкие БМВ). Судьба останков покрыта тайной - может, закатали в бетон, может, вывезли со строительным мусором.

Убиты дважды - первый раз в войну, а второй в мирное время - и солдаты и офицеры, захороненные в Гусеве, где на мемориале стоят жилые дома и выкопаны грядки. И в Пушкино, на самом большом по числу погребенных русских воинов кладбище, где не осталось даже осколка бетонных надгробий. И в Нестерове - на погосте, ставшим чьей-то промзоной.

И снова немцы, а также литовцы и вообще европейцы

Благодарение Богу, "калининградщине" повезло со своими соседями. С начала 2000-х здесь активно трудится Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями. Говорят, какую-то работу ведет и российская ассоциация "Военные мемориалы".

Ряд могил Первой мировой хотели извлечь из небытия на деньги Евросоюза в 2007-2009 годах в рамках программы приграничного сотрудничества России и Литвы. Но все ограничилось презентацией каталога "История войн XX века в памятниках их участникам" и созданием его дублера в интернете. По данным калининградских СМИ, на разработку и издание 500 экземпляров было потрачено 42 тыс евро. Остальные 358 тыс возвращены грантодателям "за ненадобностью".

Из более, чем 700 захоронений той битвы на калининградской земле авторам каталога удалось разыскать лишь 70. Официально же "охраняется" еще меньше.

Зарегистрирован в Калининградской области и имеет статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения только 21 мемориал. И это - очевидный факт нарушения закона № 4292-1 от 14.01.1993 года "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", который гласит, что "уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан". Согласно закону, воинские захоронения подлежат учету, на каждом должен быть установлен информационный знак, составлен паспорт. Ответственность за содержание несут органы местного самоуправления, а планировка и строительство населенных пунктов должна обеспечивать их сохранность.

Что говорить, законы у нас правильные, да вот с исполнением все как-то не складывается...

В отличие от той же Литвы, где все известные захоронения периода Первой мировой - а их около 250 - взяты на госучет, крупные мемориалы, уничтоженные Советами, восстанавливаются, а за небольшими полевыми кладбищами присматривает местное население.

Или же Польши, где каждый муниципалитет считает за честь блюсти порядок на воинских могилах, число которых достигает здесь 650, привлекает общественность, проводит выставки, а собранные средства вкладывает в реставрационные работы. Более того, поляки создают туристический маршрут по местам боев Первой мировой войны, к которому собираются присоединиться Франция и Бельгия.

Но не Россия. И на данный момент это даже хорошо. Ибо о нашем позорном отношении к героям известно пока лишь единицам, а так узнает весь мир, который, кстати сказать, почти век хранит не только память, но и места упокоения павших.

Участник Первой мировой войны маршал Фош, подводя итоги войны, написал: "Если Франция и не была стерта с лица земли, то этим, прежде всего, мы обязаны России". И можно до хрипоты спорить о том, защищали ли русские тогда свои интересы - или же выполняли союзнический долг перед Францией. Речь не об этом. Обидно, горько и просто по-человечески стыдно, что наши с вами родные возвеличены на чужбине, но бессовестно забыты Отечеством.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала