Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Кино как дозиметр

Юрий Богомолов
Так случилось, что выход в отечественный прокат фильма "В субботу", сюжет которого крутится вокруг Чернобыля, предварила катастрофа на АЭС Фукусима. Катастрофа как бы пропиарила кино, автор которого Александр Миндадзе устал объяснять, что его картина не о проблемах термоядерной энергетики. Не о том, как строилась и работала станция. И не про то, как три десятка лет назад на реке Припять она взорвалась...

Так случилось, что выход в отечественный прокат фильма "В субботу", сюжет которого крутится вокруг Чернобыля, предварила катастрофа на АЭС Фукусима. Катастрофа как бы пропиарила кино, автор которого Александр Миндадзе устал объяснять, что его картина не о проблемах термоядерной энергетики. Не о том, как строилась и работала станция. И не про то, как три десятка лет назад на реке Припять она взорвалась, поставила всю мировую общественность на уши, а потом, как героически накрывали воспламенившийся реактор саркофагом.

Уж сколько раз твердили миру, что художественные произведения никогда не ограничиваются повествованием о том историческом или футурологическом материале, который оказывается в центре внимания автора. Они всегда еще и о чем-то ином. И если это глубокое художественное произведение, то "что-то иное" и есть самое главное, о чем старался рассказать автор в меру своего таланта.

Но миру все не впрок. Странно, ведь если скульптор изваял памятник из мрамора или из гранита, то кому придет в голову считать это произведение памятником мрамору или граниту?

Первый день после атомной катастрофы. Трейлер фильма "В субботу"

Фильм Миндадзе сделан не в память о трагедии Чернобыля, как бы лично он эту память не чтил.

Чернобыль в данном случае - художественный прием. Можно сказать, вещественный симптом внутренних общественных процессов, которые не сегодня начались, не завтра завершатся. Или по-простому: метафора.

А Фукусима, создавшая повышенный радиационный фон, - сегодняшняя глобальная технологическая проблема. Ей еще только предстоит стать художественной оптикой, если в том будет нужда.

Пока же мир с тревогой следит за тем, как взошедшее над Страной восходящего солнца радиактивное облако слоняется в верхних слоях атмосферы нашей планеты. Непосредственно на Земле люди прислушиваются к сообщениям об уровне радиации. Те, кто поближе к источнику, запасаются йодом и карманными дозиметрами. С помощью последних можно ориентироваться в нашей повседневности. Например, в супермаркете: где там превышение нормы? Как там с продуктом распада или даже полураспада у дальневосточной селедки?
Кино - тоже дозиметр. Но оно другую радиацию засекает.

В прошлой колонке речь шла о самом первом художественном фильме, коснувшимся последствий радиации не столько для человека, сколько для человечности. Речь шла о фильме Алена Рене "Хиросима - любовь моя".

Хиросима - это жертва агрессивного атома.

Теперь кинематографисты по большей части тревожатся за мирный атом. И тревожатся не напрасно. Как в прямом смысле, так и метафорическом.

***

В самом начале 60-х годов прошлого века стало модно рассуждать и размышлять о конце Света, о возможной жизни после него. Именно тогда группа мастеров европейского кино объединилась, чтобы снять сборник, варьирующий тему бытия на грани. То были Росселини, Пазолини. Грегоретти и Жан-Люк Годар.

Название картины сложилось из начальных букв самих режиссеров. Получилось - РоГоПаГ. Сегодня самая актуальная из новелл - годаровская "Новый мир". Это футурологическое предположение о мире после того, как над Землей поднимется громадный атомный гриб с толстой ножкой и с гигантской шляпкой.

Годар бросает взгляд на улицы среднестатистического европейского города. Все как и прежде: снующие машины, пешеходы, праздные и деловые. Одна только странность: прохожие время от времени останавливаются, чтобы закинуть в рот какие-то таблетки. Наверное, как мы сегодня догадываемся, йодосодержащие. Те, что способны нейтрализовать изотопы, радионуклеиды.

Годар предположил, что в будущем люди смогут обезопасить свою наружность от повреждений зловещей радиацией. Она не сдерет с тебя кожу; шевелюра останется при тебе… Проблема будет в другом. Будут повреждены коды межличностных отношений людей. Мир рационализируется и люди - вслед за ним.

Конец Света толковался Годаром, как конец одной человеческой цивилизации и начало другой, предполагающей другие ценности, иные моральные основания. И они делались основополагающими. Живые особи стандартизируются и роботизируются. Это собственно и есть самое страшное следствие радиации. Последний жест отчаянного сопротивления героя картины - он записывает все, что с ним происходит: ощущения, впечатления. Делает он это без всякой на то причины. Он просто пытается удержать ускользающее от него время. Свое личное время.

Физики понимали, что открыв дверь в микромир элементарной частицы, тащат за собой человечество в глубины совершенно невероятной, совершенно новой вселенной. Они не понимали, что выжить в ней могут уже иные люди.

Но об этом не сразу догадались и лирики. Что-то заподозрил Михаил Ильич Ромм, когда снимал свой, наверное, самый искренний и наивный фильм "9 дней одного года".

То был фильм лирика со стажем о романтичных физиках.

Гусев (Алексей Баталов) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский) ломятся в закрытые ворота Микромира.

Ситуация была крайне специфичной для советских людей. Они жили в том мире, где все находилось под контролем. В том числе и мозги. Не до конца, конечно. Иначе бы жизнь на шестой части планеты остановилась вовсе.

Легкая оттепель и реактор под названием "Советский режим" стал плавиться. Взорвется он позже. В августе 1991 года. Чернобыльский реактор даст утечку радиации несколько раньше - в мае 1985 года.

Для Миндадзе Чернобыль - наглядная понятная метафора Советского Прошлого. Поизносившегося и подуставшего Дракона, работодателя и кормильца.

Во второй половине 1980-х оно дымилось, оно было на грани обрушения. Главный герой картины - молодой инструктор Обкома, шестеренка в могучем партийно-государственном механизме. Он ведает о надвигающейся катастрофе и хотел бы соскочить с закручивающейся спирали беды, да не получается. Сначала кажется, что по нелепой случайности не получается: то каблук у его девушки сломался и потому они опоздали на последнюю электричку, то бутылки с алкоголем не смог бросить и потому не смог уцепиться за поручни еще одной последней электрички. Он бросается то в загул, то в запой, то в драку, то оказывается в прострации.

Все очень точно изображено и рассказано в картине про радиационный фон, что исходил и исходит от советского прошлого.
Финал фильма тих и неутешителен. Наутро после взрыва инструктор обкома огибает по воде корпус станции и видит обожженный и полуразрушенный ее остов. В этот момент он трезвеет, но, кажется, поздно.

***

Этот фильм, оглядываясь на прошлое, что-то проясняет в настоящем. Наше советское прошлое продолжает излучать радиоактивные частицы. Они-то и создают густой радиационный фон.

Никаких специальных дозиметров для его измерения не придумано. Вот только время от времени появляющиеся фильмы приспособлены для этого. Один из них - фильм Александра Миндадзе "В субботу".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Авторы

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.