Рейтинг@Mail.ru
Весна беспросветная - РИА Новости, 06.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Весна беспросветная

Читать ria.ru в
…Почему-то больше всего потрясли не взрывы, от которых, действительно не застрахована ни одна столица мира, даже самой развитой и цивилизованной его части. Хотя ни в одной из этих столиц не проверяют на улицах паспорта и не требуют регистрации от гостей, наживаясь на ее отсутствии. Это к тому, что когда сплошные стражи порядка и «повышенные меры безопасности», проверки и прочесы, то хочется думать, что вероятность трагедии сильно ниже, чем в Париже или Лондоне, где подобную бдительность почему-то так и не внедрили…

…Почему-то больше всего потрясли не взрывы, от которых, действительно не застрахована ни одна столица мира, даже самой развитой и цивилизованной его части. Хотя ни в одной из этих столиц не проверяют на улицах паспорта и не требуют регистрации от гостей, наживаясь на ее отсутствии. Это к тому, что когда сплошные стражи порядка и «повышенные меры безопасности», проверки и прочесы, то хочется думать, что вероятность трагедии сильно ниже, чем в Париже или Лондоне, где подобную бдительность почему-то так и не внедрили…

Человеческие трагедии потрясают всегда. Перед ними можно лишь склонить голову в скорби, потому что любые слова будут неуместны и пусты на фоне одной пронзительной мысли: «Он (она) больше никогда не придет, не позвонит, не скажет ни слова…»

Больше всего поразили те рассказы очевидцев про 3 тысячи рублей за подвезти. И следом другие, которые вселяют надежду, - про тех, кто тут же был готов подвозить людей бесплатно.

Просто до какого отмороженного состояния нужно дойти, чтобы ту ситуацию использовать для обогащения? Что находится внутри у этого водилы?..

Объяснений тут, впрочем, много, и надо попробовать разобраться. Первое - бедность. В свое время один американец заметил: «Чтобы заниматься благотворительностью, нужно иметь крепкий тыл». Это необязательно сотня миллионов на банковском счете, совсем нет. Это, скажем, родительский дом, просторный и уютный, куда можно вернуться из какой-нибудь поездки по Африке. Это система кредитов на дом - квартиру - машину - образование - лечение, которыми можно воспользоваться и которые являются неотъемлемой частью жизни, а не счастьем, за которое надо бороться. Это, как ни банально покажется, система распродаж - благотворительных базаров - акций, где даже малообеспеченный может рассчитывать на что-то приятное и совершенно ему при обычных ценах недоступное.

В Америке есть специальная система, когда платья, купленные для особых случаев (ну, например, платье подружки невесты, как в фильмах, которое надевается один раз, а потом отправляется на вечное хранение в шкаф), передаются в школы тем детям, чьи родители таких нарядов купить не могут. Девочки идут в них на выпускные. Это к чему? К тому, что такая система снижает риск того, что отец пойдет воровать, чтобы любимая дочь могла достойно выглядеть на празднике.

Российская система - после десятилетия устойчивого или более-менее стабильного роста - так и не обрела социального фундамента. В итоге - отъявленное богатство либо беспросветная неустроенность. Где-то между этими полюсами зажат небольшой средний класс, представители которого - тут можно не сомневаться - первыми и предложили бесплатный извоз в тот жуткий день. Именно эти люди первыми начали останавливаться на «зебрах», пропуская пешеходов, еще до всякого увеличения штрафов, устав от озверения жизни. Именно эти люди развивали ипотеку и вообще систему кредитования. Именно эти люди первыми отвернулись от социально-политических тем, уйдя в свой мир забот - приколов - блогов, став во многом опорой системы и ее же первыми жертвами, потому что никто не обращал на них внимания.

Объяснение второе - многие из «зарабатывальщиков», не исключено, вообще ни имеют отношения ни к России, ни к москвичам. Это не плохо, не хорошо, это просто факт из жизни столицы, который в один день стал ее позором.

Но вот есть еще один момент - и он больше всего печалит. Кто бы ни были эти люди, к какому сословью - роду - племени себя ни относили, получается, в них вообще атрофировалось понятие человечности, а ведь именно человечность и именно в минуту трагедии пронзает расстояния, предрассудки, даже часто вражду.

Есть укорененный миф про злостных индивидуалистов-американцев. Истинно так. Американцы индивидуалисты во всем, что касается себя, возможно, потому - в неуемном проявлении этого самого индивидуализма - и построили страну, где справедливости в разы больше, чем в России. Где лень, мародерство, отсутствие воды и путей к спасению в Новом Орлеане так тряхнули страну, что она немедленно начала перестраивать целые службы и направления, ответственные за предотвращение трагедий и спасение людей. И где помощь предложат не из-за страха судебного разбирательства, а потому что так должно поступать людям.

…Этой зимой Вашингтон просто занесло снегом, ну, редкое явление, ну, глубокий снег, ничего страшного. Просто город к снегопадам не подготовлен, поскольку случаются они раз в несколько десятилетий. Тут же нашлись десятки добровольцев на джипах с полным приводом, которые готовы были доставить в дома лекарства, отвезти страдающих в больницу. Беда сплачивает - это факт социальной психологии. Но чтобы на беде наживаться…

Огромную часть людей в Москве, причем разных классов, занятий, образов жизни, объединяет нынче одно качество - они все замотанные. Это - следствие беспросветности жизни. Увы, самое точное определение, которое можно отнести к столице страны, претендующей на лидирующие позиции в мире.

Беспросветность. И это не от угрозы взрывов. Можно сломать шею, катаясь на велосипеде по горам Швейцарии, подавиться свиной костью в Баварии, быть сбитым автомобилем, посмотрев не в ту сторону на переходе в Англии. Не об опасностях случайных, от которых никто не застрахован, идет речь. Речь - о сложившейся и закостенелой системе социальных и нравственных уродств, поощряющих агрессивное равнодушие и разлагающих человечность.

Это - качество и ритм столичной жизни, который усиливает взаимную ненависть и ощущение, что рядом - не люди. Многочасовые пробки, а главное - полное отсутствие надежды на то, что они уменьшатся. Потому что ни дорогами, ни организацией движения на дорогах зримо никто не занимается. Это жуть под ногами. Ни в одном городе по весне потоками не течет г… в общем, грязь по колено. В том числе, по причине отсутствия нормально организованных стоков. Это дикая скученность, которая, как давно вывели ученые, усиливает агрессию, толпы в метро, на улице, в несчастных парках, которым посчастливилось выжить в эпоху пивной лихорадки и торгово-развлекательных комплексов.

Это воздух, который убивает всякий иммунитет, и который точно не улучшится, потому что какие же могут быть новые экологические стандарты в условиях кризиса, это же компаниям не по карману.

Лучше сдохнуть, чем заплатить. Впрочем, о заплатить - отдельно. Компании все равно переложили бы затраты на потребителей. Масштабы московских цен таковы, что перед ними отступают уже и Нью-Йорк, и Токио. Не продается там платье на рынке за 60 долларов. В магазине да, продается, и за 60, и за 600. Кто не может за шестьсот, идет в дешевые сети, покупает джинсы за 6 долларов, куртку за 20. Покупает клубнику не за 5 долларов, а за 2. Оттого она доступна всем. Много таких возможностей дает Москва?..

Но самое печальное, что нет видимых признаков того, что в столице что-либо меняется к лучшему. Не по мелочи, тут трудно спорить, всегда найдутся вещи, которые радуют глаз и согревают сердце. Друзья, встречи, знакомая продавщица, которая «специально для вас оставила свежих помидорчиков», трудолюбивый таджик, возродивший дворик, сосед, переставший наконец раскрыляться на своей машине поперек тротуара, гаишник, отпустивший просто так, женщина в миграционном отделе, проявившая необычайную внимательность к просьбе. Весна отвоевывает свои позиции, еще каких-нибудь пару недель, и сойдут потоки грязи, появятся зеленые листочки, можно будет гулять по бульварам…. Все бывает. Как исключение, врезающееся в память, но не как норма жизни. Жизнь не ориентирована на то, чтобы подавлять мерзость, социальную и человеческую.

Бодрые ведущие рапортуют с экрана про ужасы других городов и весей, подчеркивая, что у нас - как у всех, а в чем-то даже лучше. Не как у всех. Там часто - совсем не так. Там проблема вызревает, и ее начинают решать. Потому что довольно четко представляют, что такое хорошо, что такое плохо, чем может грозить явление всему обществу и в кого превратятся люди, если оставить все как есть.

В России мысль о том, как бы могло быть лучше, натыкается на страх, как бы не стало хуже. Лучше пусть уж так. И за осознанием невыносимости наступает ощущение беспросветности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала