МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости, Светлана Янкина. Ретроспективная выставка "Новая академия. Санкт-Петербург", которая открылась в московском фонде культуры "Екатерина" в среду, демонстрирует, как питерские богемные модники конца прошлого века вживались в роль живых классиков современного искусства, передает корреспондент РИА Новости.
Пульс художественной жизни 20 лет назад интенсивно бился в городе на Неве, и не в последнюю очередь благодаря художнику Тимуру Новикову, который аккумулировал хаотичную и бившую через край энергию окружающих его людей. Одной из главных меток его биографии стала Новая академия изящных искусств - творческий свободный институт, который ставил целью сохранение классической эстетики в современной художественной практике. До этого Новиков в расселенной коммуналке открыл галерею "АССА" - дом для группы "Новых художников", куда помимо него входили, в частности, Сергей Бугаев "Африка" и Георгий Гурьянов. Место примечательно тем, что в перерывах между работой и тусовками там впервые в СССР выставили работы Энди Уорхола, которые он лично направил Новикову после завязавшейся переписки. К концу 1980-х "Новые художники" превратились в культурное явление в молодежной среде, поддержку которому обеспечили кинематографисты, литераторы и музыканты - например, группы "Кино" и "Популярная механика".
Посвященная "Новым" экспозиция - попытка в музейном формате переосмыслить неоакадемизм, который возник с подачи художника, отрекшегося и от авангарда, и от модернизма, объявив стремление к классике и красоте единственно верным путем развития искусства и обратив в эту веру прогрессивно настроенных коллег.
В просторных залах фонда показывают порядка 200 работ собранных из 40 коллекций.
Куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказал на вернисаже, что не хотел выделять в отдельный зал каждого из 14-ти участвующих в выставке художников, поэтому их работы на выставке смиксованы друг с другом, чтобы дать наиболее полное представление о неоакадемизме как таковом. И все же начать выставку "Новой Академии" не с Новикова было бы нонсенсом, поэтому зрителей встречает его картина на ткани "Белые ночи", на которой угадываются силуэты петербургских мостов и его бронзовый бюст в лавровом венке, выполненный Юлией Страусовой. А далее - Элвис в рыцарских доспехах Ольги Тобрелутс и ее же масштабное полотно "Битва собак и обнаженных", превращения Владика Мамышева-Монро то в Монро, то в Любовь Орлову, пиры и прогулки обнаженных по античным канонам героев на картинах Олега Маслова и Виктора Кузнецова.
Как признался художник Андрей Хлобыстин, представленный на выставке скульптурой "Аполлино", тимуровское движение создавало яркое, красивое и социально не обремененное искусство, тусовалось всем на зависть, а теперь его участники успокоились и живут отшельниками.
Тем временем нынешние 20-летние модники, посещая "Стрелку" и "Гараж", вовсю ностальгируют по 1990-м и превратившейся в тренд андеграундной культуре. Только вот, уверен Хлобыстин, они по-прежнему находятся в круге, очерченном неоакадемистами, и выхода из него пока не найдут.