Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Дух дышит, где хочет

Патриарх Кирилл. Архивное фото
В нынешних обстоятельствах наладить хоть какое-то взаимодействие между Москвой и Римом - это уже вопрос не тонкой церковной дипломатии, а самого выживания христианской веры, считает Максим Соколов.

Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"

Эти евангельские слова имеют шанс подтвердиться даже и прямо географически. Предстоятели двух крупнейших христианских ортодоксий назначили местом своей первой встречи столицу коммунистической Кубы — Гавану.

Папа Римский Франциск обращается к верующим во время воскресной молитвы в Ватикане, 7 февраля 2016
Папа римский попросил помолиться за его встречу с патриархом Кириллом
Причем первой не только в смысле встречи ныне правящих московского и римского епископов Кирилла и Франциска. Эта встреча, намеченная на 12 февраля, должна стать первой встречей Москвы и Рима вообще.

До великой схизмы, т. е. до 1054 г., когда Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий и папский легат кардинал Гумберт наложили друг на друга взаимные клятвы, Русской православной церкви еще не существовало — на территории Руси были епархии и приходы константинопольской юрисдикции. Русская церковь возросла и в силе духа, и в численности, сделавшись первой по числу паствы среди православных церквей, уже в период схизмы, т. е. во время полного отчуждения от Рима.

Встреча Папы Павла VI и Константинопольского Патриарха Афинагора в Иерусалиме в 1964 г. была зеркальной по отношению к 1054 г. Рим и Константинополь признали, что девять веков назад погорячились, и взяли ужасные проклятия обратно.

Это сделать никогда не поздно, однако и Рим, и Константинополь в 1964 г. были уже не те, что в 1054 г. Рим, безраздельно властвовавший над душами людей в XI века, пал жертвой секуляризации, сама иерусалимская встреча должна рассматриваться в общем ватиканском контексте aggiornamento. Что до Константинополя, то значение этой кафедры в XI и в XX веках несколько различно. Формально сохранив статус первой среди равных, фактически она сделалась церковью фанарийского квартала Стамбула, всецело подчиненной властям Турции. По сравнению с симфонией XI века разница изрядная. Ни множества паствы, ни силы духа.

Москва есть реальная преемница Константинополя в смысле авторитета и почета кафедры, и для реального примирения христианского Запада с христианским Востоком именно с московским, а не с константинопольским епископом надлежало встретиться епископу римскому. Сейчас эта встреча — на пороге.

На улицах Гаваны
МИД Кубы гордится, что понтифик и патриарх встретятся на ее территории
Естественный вопрос, что препятствовало провести эту встречу ранее. Русская церковь уже четверть века как в полной мере обрела политическую субъектность, и, казалось бы, эта встреча могла состояться еще в 90-х гг.

Будь верховным понтификом в то время другой епископ, а не Иоанн Павел II, возможно, так бы и случилось. При осторожности и дипломатическом такте с обеих сторон не было непреодолимых препятствий к тому, чтобы зафиксировать отсутствие многих прежних разделений и поискать пути к сотрудничеству там, где это возможно.

Но Папа-поляк (в ватиканской курии и до сей поры вспоминают засилие "польской партии", не сказать чтобы с восторгом) придавал чрезмерное значение своему личному и национальному тщеславию. При нем униатский вопрос на Украине стал предметом сильного преткновения между Москвой и Римом, при нем политика прозелитизма на канонических территориях Русской церкви стала порождать сильные трения, при нем получила распространение практика пастырских поездок со стотысячными толпами.

Рим в лице Папы-поляка настаивал именно на помпезной встрече в России с толпами и стадионами, в ходе которой он мог бы явить народу России всю свою любовь, а сложные вопросы насчет униатов, канонических территорий etc. признавались как бы несуществующими. Все усилия Москвы подобраться к решению этих вопросов и найти некоторое взаимоприемлемое решение о месте и формате встречи наталкивались на бурные объяснения в братской любви и требования стадионов, оркестров и фейерверков.

Реально отношения Москвы и Рима в посткоммунистический период не улучшились, а скорее ухудшились, и с интронизацией нового Папы Бенедикта XVI начался период долгого и осторожного восстановления. Папа-немец был консервативен и осторожен, что не слишком приближало встречу, но хотя бы не обуян неистовым тщеславием своего предшественника.

Крест. Архивное фото
РПЦ: православие и католичество должны вместе защищать христианство
При ныне правящем папе Франциске сама мировая ситуация начала быстро катиться под гору, что парадоксальным образом способствовало сближению Москвы и Рима по принципу "свой своему поневоле брат".

Апостасия западного мира, долго вызревавшая в латентном состоянии, т. е. во внешне прикрытом с соблюдением необходимых приличий, в какой-то момент в этих лицемерных приличиях перестала нуждаться. Западная свобода стала припахивать явной и откровенной бесовщиной. Однополые браки, заброшенные, а равно разрушаемые или сдаваемые под мирские нужды ("храм Спаса на картошке") или под нужды магометан храмы, агрессивный лаицизм, — все это весьма склоняло Рим к осознанию того, что католики и православные находятся в одной лодке и заниматься старыми дрязгами при такой буре — непозволительная роскошь. Тем более что бесовщина на землях развитых стран могла показаться цветочками по сравнению с настоящим адом, творящимся in partibus infidelium, где само исповедание Христова имени означает прямое мученичество для десятков и сотен тысяч христиан. Демократизация Востока заставляет вспомнить худшие времена Диоклетиана и Максимина.

На этом фоне униатские разногласия кажутся уже менее важными, тем более что развитие украинской политики в духе национал-социализма начинает быть все менее приемлемым и для самих униатов. Властям более любезен лжепатриарх Филарет.

В таких обстоятельствах наладить хоть какое-то взаимодействие между Москвой и Римом, т. е. между двумя последними опорами ортодоксии, — это уже не вопрос тонкой церковной дипломатии, не вопрос споров о супрематии, не вопрос личного тщеславия, но как бы уже не вопрос самого выживания христианской веры.

А для благого деяния сгодится и Гавана, равно как и любой другой город.

Мнение
Обсуждение
2 пользователя оставили 2 комментария
  • взаимодействие между Москвой и Римом - это уже вопрос не тонкой церковной дипломатии, а самого выживания христианской веры
    ===========
    Фатальное недоразумение! "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".
    Встреча патриарха с папой - пустая формальность и медийный акт.
    10:00
    09.02.2016
  • "...вопрос самого выживания христианской веры" - весьма спорный.
    Радует одно: религии приходят и уходят, Россия и русский народ - были, есть и будут всегда.
    14:58
    09.02.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.