Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
После недавних официальных визитов министра обороны России Сергея Шойгу в Китай, Пакистан, Иран, Индию четырехдневная поездка в Венесуэлу, Никарагуа и на Кубу стала очередным шагом к созданию системы безопасности в рамках концепции неядерного сдерживания новой Военной доктрины.
Стратегическая линия
Россия не раз заявляла о намерении расширить неагрессивное военное присутствие в ряде регионов мира — для защиты своих национальных интересов, для заправки и обслуживания боевых кораблей и самолетов. После объявления Западом антироссийских санкций эти усилия активизировали.
В июле 2014 года Владимир Путин совершил шестидневную поездку по Латинской Америке, встретился с национальными лидерами Кубы, Аргентины, Бразилии, Никарагуа. Восстановление утраченных в постсоветский период позиций проходит успешно.
Еще до поездки министра обороны России Сергея Шойгу американское издание The Trumpet пришло к выводу: "Россия становится в Латинской Америке более влиятельной, чем даже в период холодной войны. Российское и китайское присутствие в Латинской Америке растет с огромной скоростью и по широкому спектру направлений. Все это скоро может привести к серьезной геополитической трансформации на границах США". Попутно отмечается сильная неприязнь к США многих стран Латинской Америки.
Сегодня Россия располагает единственным заграничным пунктом материально-технического обеспечения ВМФ — в сирийском порту Тартус. А ведь подобные объекты — основа эффективных действий флота в Мировом океане. Постперестроечное сокращение военных баз и пунктов материально-технического обеспечения значительно снизило российское военно-морское присутствие в регионах, где имеются политические и экономические интересы страны. Россия возвращается к спокойной и твердой защите своих национальных интересов по всему миру.
Очевидно, на фоне развития БРИКС присутствие России и военное сотрудничество с ней будут расширяться и в Латинской Америке. Это новая стратегия развития и ответ на давление Запада. Сопровождающее поездку Сергея Шойгу красноречивое молчание Соединенных Штатов подчеркивает эффективность этой политической линии.
Единый фронт
Сергей Шойгу отметил готовность венесуэльских партнеров выступать единым фронтом с Россией для решения проблем мирового сообщества. Владимир Лопес заявил о поддержке твердой политики России в отношениях с Западом. И Боливарианская Республика Венесуэла желает оставаться независимой, суверенной. Поэтому военное ведомство Венесуэлы планирует последовательно расширять военно-техническое сотрудничество с Минобороны России. Намечены планы обмена преподавателями и слушателями высших военных учебных заведений.
Подтверждением серьезных намерений стало предложение Венесуэлы провести несколько совместных военных учений, и приглашение осуществить дружественный заход кораблей ВМФ России.
После прихода к власти Уго Чавеса (в 1999 году) военно-техническое сотрудничество России и Венесуэлы постоянно развивается. Большим спросом пользуются российские истребители, вертолеты, средства ПВО, бронетехника, стрелковое оружие. Только в 2013 году подписаны контракты на 11 млрд. долларов. Россия поставила Венесуэле около 90 танков Т-72М1М, 240 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 100 тыс. автоматов АК-103.
Никарагуанский канал
Второй страной в поездке Сергея Шойгу стала Никарагуа. Переговоры с президентом Никарагуа Даниелем Ортегой и с главнокомандующим армии Никарагуа Хулио Авилесом завершились подписанием ряда двусторонних документов. Обсуждены вопросы военного и военно-технического сотрудничества.
После 2006 года, когда к власти в Манагуа пришел давний друг нашей страны Даниэль Ортега, Россия и Никарагуа возобновили военно-техническое сотрудничество, которое стало одним из приоритетов деятельности Минобороны России. В 2014 году профессиональные контакты укрепили начальники генеральных штабов вооруженных сил России и Никарагуа — Валерий Герасимов и Оскар Обрегон.
Перспективы сотрудничества очень серьезны. Манагуа рассматривает возможность приобретения у России патрульных морских кораблей и партии истребителей МиГ-29. Строящийся Никарагуанский судоходный канал между Тихим и Атлантическим океанами устранит монополию США с Панамским каналом, и станет новым маршрутом для торговых и военных кораблей.
Остров Свободы
Главным пунктом работы в Гаване стали переговоры Сергея Шойгу с председателем Государственного совета и Совета министров Республики Куба Раулем Кастро. На Острове Свободы тоже есть хорошая основа для наращивания военно-технического сотрудничества, создания пунктов материально-технического обеспечения кораблей российского ВМФ. В ходе недавнего визита на Кубу эту проблематику затрагивал Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Рогозин.
В 2001 году Россия закрыла здесь радиотехнический центр (Лурдес), который с 1964 года прослушивал эфир Северной Америки. Этот жест доброй воли США не оценили. И, возможно, центр вновь окажется интересен оборонному ведомству России.
Поставки российской военной техники тормозит недостаточный финансово-экономический потенциал Острова Свободы. Задолженность по советским кредитам в 2013 году урегулирована, основная часть долга Кубы (30 млрд. долларов) списана с условием заключения контрактов на лизинг российских самолетов — трех Ил-96-400, двух Ту-204СМ и трех Ан-158. Военно-техническое сотрудничество России и Кубы находится в начале пути.