Роскосмос: ставка на молодежь - РИА Новости, 26.05.2021

Роскосмос: ставка на молодежь

Привлечение молодежи в космическую отрасль – одна из приоритетных задач Роскосмоса, и здесь простых решений нет, замечает Александр Хроленко.

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко. Архивное фото
Роскосмос: космической отрасли необходимы молодые специалисты
В России космическая наука и космическая промышленность испытывают нехватку молодых специалистов. Нарушена преемственность поколений, возрастной разрыв достигает 50 лет. В космической отрасли трудятся около 300 тысяч человек. Ежегодно требуются 10 тысяч молодых специалистов, а приходят только четыре тысячи.

Разнонаправленные усилия

В программах Роскосмоса значительная роль отведена вузам. Студентов все активнее привлекают к реализации проектов новой Федеральной космической программы на период до 2025 года.

Недавно руководитель Роскосмоса Олег Остапенко подчеркнул: "У нас есть долгосрочные контракты с главными вузами страны, в рамках которых мы ставим конкретно-научные и прикладные задачи, которые помогают молодым людям сформировать представление об актуальных целях, стоящих перед российской космической отраслью".

Многое сделано. Федеральное космическое агентство договорилось о целевой подготовке кадров с 17 крупнейшими высшими учебными заведениями России, в которых открыты более 70 профильных кафедр. Пятилетний цикл обучения — горизонт, за которым будет виден результат. С 2020 года дефицит молодых специалистов начнет отступать, и еще острее станет проблема сохранности кадров (уровень зарплат, доступность жилья).

Роскосмос действует разнонаправленно. Подписано соглашение с Росмолодежью о стимулировании творческой деятельности нового поколения в инженерной и космической сферах. Крепнет сотрудничество с МГТУ имени Баумана. Во взаимодействии с Московским государственным университетом планируется создание совместного космического кластера в научно-технологической долине — это совершенно новое явление в российской науке.

В Санкт-Петербурге руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко и ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской заключили соглашение по научно-исследовательским работам, результаты которых послужат развитию ракетно-космической отрасли и подготовке специалистов. Аналогичный документ, с акцентом на обучении студентов для работы в ракетно-космической отрасли подписан с региональной общественной организацией "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга".

Роскосмос развивает сотрудничество с вузами Татарстана. Достигнута договоренность с Казанским федеральным университетом о совместной разработке новых технологий для предприятий космической отрасли. Таким образом, удается аккумулировать все многообразие российских научных школ, и в кратчайшие сроки достичь максимального результата.

Открытый Роскосмос

Обстановка в Крыму после референдума о присоединении к России
Крым российский и космический
В течение 2014 года разработана концепция развития пилотируемой космонавтики России, которая предусматривает наращивание возможностей по использованию низких околоземных орбит, исследование космического пространства за их пределами. Стратегическая линия Роскосмоса: освоение Луны, астероидов, изучение Марса.

У нашей страны имеется значительный потенциал, накопленный в ХХ веке. Яркий пример: бюджет Роскосмоса в несколько раз меньше бюджета НАСА, и все же на околоземную орбиту американские космонавты (и американские спутники Земли) летают на российских кораблях и двигателях. А наши ученые и конструкторы настойчиво ищут пути в дальний космос.

Эстафету надо передавать достойным. Важно зарядить студенческую молодежь перспективными идеями освоения космического пространства. Одна из них — строительство лунной базы и стартовой площадки для дальнейших экспедиций на Марс и к другим планетам Солнечной системы.

Зонды-разведчики обнаружили на полюсах Луны лед, который позволит людям длительное время жить и работать на спутнике нашей планеты.

В ближайшие десятилетия на южном полюсе Луны планируют начать строительство станции. Это новая вершина космонавтики, достижение которой молодежи по силам.

В ближайшее время российские ракеты будут выводить в космос университетские спутники, а студенты получат возможность работать с настоящими космическими аппаратами и использовать спутниковые данные. Технические возможности позволяют. Только одна из конверсионных ракет-носителей, запущенная 19 июня 2014 года, вывела на орбиту 34 космических аппарата. Это рекорд.

Космодром "Восточный" получил статус всероссийской стройки, и минувшим летом на строительстве объектов космодрома трудились более 500 студентов из 14 регионов страны. Это незабываемый опыт космического строительства и, возможно, чья-то судьба. Скоро здесь появится универсальный стартовый комплекс для ракет "Ангара", однако первой полетит ракета-носитель "Союз-2". Глубоко символично, что первыми космическими аппаратами "Восточного" будут университетские спутники "Ломоносов" (МГУ) и "Аист" (Самарский аэрокосмический университет). Запуск планируется на декабрь 2015 года.

Новый год начался без раскачки. Совместно с администрацией Калужской области Федеральное космическое агентство 21 — 24 января проводит крупнейший форум по космонавтике для школьников, студентов и педагогов дополнительного образования. В повестке — методы спутникостроения, обработки и дешифровки спутниковых снимков, разработка беспилотников и много чего еще. В Калугу приедут около 270 педагогов и школьников из 22 регионов России. Авторы лучших космических проектов получат награды, в числе которых — поездка на Байконур.