Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Голосование 30 ноября по выборам в новый состав молдавского парламента как только не называли. "Момент истины", "референдум о внешнеполитическом будущем", "определение молдавского вектора" — вот только некоторые из эпитетов, которыми награждали эти выборы.
Видимо, "приклеивание" больших и важных слов должно было создать впечатление какого-то реального политического действия, осознанного выбора гражданами Республики Молдова (РМ) того или иного политического курса.
Конечно, нынешняя избирательная компания не обошлась без политических сюрпризов. Главным из них стал Ренато Усатый и его партия "Patria" ("Родина"). Этот 36-летний бизнесмен, состоявшийся в России, сумел за два с небольшим месяца оформить самое популярное политическое предложение избирателю. В центре программы его партии — борьба с коррупцией и необходимость референдума о вступлении в Евросоюз или присоединении к Евразийскому экономическому союзу.
Простая доступная форма общения с избирателями и достаточно эпатажные высказывания быстро сделали его узнаваемым как среди жителей внутри страны, так и среди диаспоры за рубежом. Он понятен простым людям. И, пожалуй, самое важное, своим успехом он показал, насколько граждане Молдовы устали от старых политиков.
Ряд экспертов даже говорили о неизбежном успехе его партии с 15-20 процентами голосов избирателей на выборах. Но сенсации не случилось. Под надуманным предлогом партию сняли с предвыборной гонки. Сам Ренато Усатый был вынужден покинуть страну и теперь находится в России.
Люди без права голоса
Большинству самой важной части граждан Молдовы — активному трудоспособному населению — просто не дали проголосовать.
Для сравнения: на территории Итальянской республики было открыто 25 избирательных участков для чуть менее 200 тысяч граждан Молдовы, находящихся в этой стране. А в России, где только по официальным данным работают около 700 тысяч граждан РМ, было открыто всего 5 избирательных участков. При этом ЦИК Молдовы разослал на каждый из этих избирательных участков в России по 3 тысячи бюллетеней и запретил голосовать остальным. Таким образом, сотни тысяч граждан страны не смогли проголосовать.
Другой вопрос возникает к так называемым пророссийским партиям, или выдающим себя за таковые. Почему эти политические силы ничего не сделали, чтобы подтвердить или улучшить свой результат на выборах?
Ведь подобные фокусы — с бюллетенями, уменьшением количества избирательных участков и кабинок для голосования — молдавские власти показывают регулярно. Начиная ещё со времён президентства лидера коммунистов Владимира Воронина. И после его ухода в 2009 году новые либеральные демократические власти продолжили славные традиции. Ведь ничего особенно нового не случилось.
Но остаётся вопрос к так называемым пророссийским силам — вопрос о бездействии. Даже если им абсолютно не интересно мнению работающих в России граждан страны, то можно было позаботиться хотя бы об улучшении своего же результата. Или этим силам власть не нужна, и они за власть не намерены серьёзно бороться? Или идёт игра "в поддавки" с евроинтеграторами. Либо же это непрофессионализм. Но ответ хотелось бы всё же получить.
Парламентская пятёрка
После зачистки политических конкурентов разными методами и обеспечения необходимых голосов, в парламент прошли пять партий. По предварительным данным, после обработки 87,6% протоколов, это Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) — с 21,61% голосов. На втором месте оказалась Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) с 19,29% голосов; далее идёт Партия Коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) — 17,84%, затем Демократическая Партия Молдовы (ДПМ) с 15,76%. И замыкает пятёрку Либеральная партия с 9,8% голосов.
Всего в молдавском парламенте 101 депутат. Таким образом, социалисты получат 26 депутатских мандатов, либерал-демократы — 23, коммунисты — 21, демократы — 19 и либералы — 12. Для простого парламентского большинства необходима коалиция в 51 голос. А вот для выборов президента Молдовы и других важных решений — 61 депутат.
На этих парламентских выборах слоганы политических партий стали лучшей иллюстрацией их программ. Социалисты использовали выражение "За таможенный союз". Что понятно и логично, исходя из построения всей предвыборной тактики ПСРМ.
Так называемые "партии европейского выбора" были не столь единодушны. Если либерал-демократы экс-премьера Влада Филата звали только "вперед в европейское будущее" (с членством в ЕС к 2020 году), то либералы русофоба Михая Гимпу предлагали уже войти "в семью НАТО и Евросоюза". Демократы Владимира Плахотнюка с формальным лидером Марианом Лупу предлагали "сохранить связи с Россией".
Коммунисты экс-президента Владимира Воронина переформатировали свой традиционный лозунг "Молдова выбирает победу" в призыв-приглашение "только ПКРМ, только Воронин". Лидер ПКРМ в ходе этой избирательной кампании удивительным образом сумел заявить себя одновременно и как евроинтегратора, и в качестве евразийца. Владимир Воронин напоминал, что он в 2003 году запустил процесс евроинтеграции как президент страны. И в то же самое время говорил о необходимости тесной кооперации с Россией.
Коалиции
На сегодняшний день возможны всего три варианта коалиции: "патовая", "европейская" и "широкая".
"Патовая" коалиция возможна при объединении в парламенте социалистов и коммунистов. У них будет меньшинство, но всё же будет возможность блокировать многие решения, требующие конституционного большинства. Вероятность этой коалиции невысока. И необходимо приложить много усилий для того чтобы объединение не только состоялось, но и просуществовало какое-то время. И это вопрос уже не только внутриполитических отношений, но и дипломатической работы.
Известный российский общественный деятель, историк Модест Колеров считает, что в любом формате коалиции Соглашение об ассоциации с ЕС не будет пересмотрено. "Соглашение об ассоциации с ЕС не подвергает сомнению даже ПМР. Более того — ПМР добивалась соучастия в этой ассоциации и теперь почти полностью приняла его условия, таким образом официально став экономико-политической частью Молдавии и вместе с ней отказавшись от своего суверенитета в пользу ЕС. Все попытки надуть пустое электоральное место молдавской сцены из Москвы надо признать уже сейчас неудачными — просто потому, что это пустое место уже не однажды предавало и своих избирателей, и Россию, и своих друзей в Москве", — говорит Модест Колеров.
"Широкая" коалиция — самое вероятное политическое объединение. Это союз коммунистов, либерал-демократов и демократов. Вполне устойчивая политическая конструкция, хорошо продающаяся как Европе, так и России.
С Россией эта коалиция будет вести политический и экономический торг, обещая сохранить внеблоковый статус (хотя бы формально) и не обострять приднестровский вопрос (тем более что Тирасполь вполне серьёзно готов рассматривать европейские дорожные карты).
В Европе же эта коалиция может выглядеть как гарант неукоснительного следования по пути "светлого европейского выбора".
Кроме того, и партия социалистов, и партия либералов выводятся за скобки коалиции — как проявление крайних политических платформ. Это красиво выглядит, с одной стороны. С другой, при необходимости большинства при отдельных голосованиях, всегда есть "резерв" в виде либералов, что совсем неплохо для парламентских комбинаций.