Рейтинг@Mail.ru
О гравицаппе, правильном цвете штанов и "ку" от Барака Обамы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О гравицаппе, правильном цвете штанов и "ку" от Барака Обамы

© Кинокомпания «СТВ»Кадр из мультфильма "Ку! Кин-дза-дза"
Кадр из мультфильма Ку! Кин-дза-дза
Читать ria.ru в
Дебют Георгия Данелии в анимационном кино заставил Алену Солнцеву задуматься над феноменом "Кин-дза-дза" в нашей жизни.

Алена Солнцева, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.

Новый фильм Георгия Данелии "Ку! Кин-дза-дза", на этот раз анимационный, с той же чудной музыкой Гии Канчели, что и в оригинальном "Кин-дза-дза", выходит на этой неделе в прокат. Премьера прошла в понедельник, 1 апреля, и — никакого розыгрыша — все остались довольны. 

Довольными останутся и зрители, которые вместе с детьми непременно пойдут вспомнить старое кино и посмотреть новое, потому что мультфильм — совсем иное произведение. Иное — но так сладко напомнившее то старое советское кино.

© Кинокомпания «СТВ»Кадр из мультфильма "Ку! Кин-дза-дза"
Кадр из мультфильма Ку! Кин-дза-дза

Фильм Данелии "Кин-дза-дза" вышел на экран в декабре 1986 года. Пока его снимали, время, попавшее в область перемен, полетело стремительно: умер Черненко, пришел Горбачев, началась перестройка. 

"Кин-дза-дза" занял тогда в прокате 14 место, он был сметен нарастающим уже движением вперед, к гласности, к новым именам, к открытым текстам, к плакату. Требовалась прямое слово. А фильм — нежный, иронический, тонкий. 

Сценарий придумывали два поэта-сказочника — сам Данелия и Резо Габриадзе. К тому же жанр маркировался как фантастика, а в это время уже шло наступление фэнтези, впрочем, ни к тому, ни к другому абсурдисткая история про планету Плюк отношения не имела. 

В общем, такой славы и популярности, как у "Афони", "Осеннего марафона" или "Мимино", у "Кин-дза-дза" не случилось. Его полюбили тихой, но преданной любовью фанаты. То есть фильм оказался не столько популярным, сколько культовым.

Перед тем как написать этот текст, я разговаривала с несколькими коллегами-киножурналистами, которые, как оказалось, считают старый фильм не слишком удачным. Узнав, что я его нежно люблю, они удивленно посмотрели на меня и потребовали: "Расскажи, чем он тебе так нравится". 

Я представила себе эту нежно-серую гамму пустыни, ржавое железо пепелаца, Юрия Яковлева с колокольчиком под носом, Евгения Леонова в ботинках из картины "Тиль Уленшпигель", печального дядю Вову Сергея Любшина и молодого Левана Габриадзе в роли Гедевана… И поняла, что не могу ничего формулировать. Ну как это передашь…

Фильм действительно оказался необычным, и нет у него никаких аналогов. Собрались два талантливых грузина, и пришла им в голову идея фантастического путешествия в другую галактику, они и написали сценарий, а дальше началось нарушение гравитации…

Сценарий все разрастался, решили снимать две серии, снимать в Каракумах, весной, пока не жарко, но вагон с пепелацами отправился по ошибке во Владивосток. Пока с помощью КГБ искали декорации — наступило лето, актеры страдали от чудовищной жары, Данелия с Габриадзе каждый день переписывали текст, им чуть было не запретили употреблять знаменитое "ку", поскольку с ним совпадали инициалы вождя — К.У. Черненко, но вождь умер (готова предположить, что персонаж ПЖ появился не случайно). 

В общем, сняли, смонтировали, получилась одна серия, но длинная, что не годилось по условиям госприемки, тогда вставили в фильм обратно сокращенные эпизоды, от чего он не выиграл… 

А тут нате вам, перестройка, никакой цветовой дифференциации штанов, непонятно, кто пацак, кто чатланин, а в сценарии, надо сказать, и так не было никакой явной сатиры или, скажем, социальной концепции. Зато были некие фитюльки, их хотели делать рисованными, но технически не справились. Фитюльки выкинули. Ку оставили, и гравицаппу, КЦ, и "скрипач не нужен", и "самое заднее слово, заднее не бывает". И музыку, над которой страдал композитор Гия Канчели, пытаясь нотами записать звук открывающегося ржавого замка… 

Получился страннейший и необъяснимый, легкий и безумный, смешной и трогательный фильм. Про людей и их дурацкие привычки. Нелепые правила, жестокие детские игры и неотменимую нежную жалость друг к другу, про дружбу, в которой нет утилитарного смысла…. 

Сводная сестра Барака Обамы в интервью радио "Серебряный дождь" рассказала, что Обама якобы когда-то в детстве посмотрел этот фильм, найденный среди родительских кассет, и несколько дней на все вопросы бил себя по щекам и отвечал "ку". Умники подсчитали, что поскольку фильм вышел в 1986, вряд ли Обама мог видеть его в детстве, а после двадцати лет так шутить с родственниками вряд ли прилично для будущего президента. Но, как бы то ни было, история хорошая… 

В картине удалось, на мой взгляд, передать абсурд нашего нынешнего существования, тайный, подспудный тогда, но очень явно обнаружившийся сейчас. Интересно, что спустя почти 30 лет основные сценарные ходы оказались куда более понятными. Дело не только в том, что для анимационной версии сценарий, что называется, отлежался и был правильно поправлен, но и в том, что действительность как бы догнала эскиз.

© Кинокомпания «СТВ»Кадр из мультфильма "Ку! Кин-дза-дза"
Кадр из мультфильма Ку! Кин-дза-дза

Изменений, в общем, не так много. Дядя Вова стал знаменитым на весь мир виолончелистом, а место грузинского мальчика со скрипкой занял мечтающий стать ди-джеем в столице Анатолик Царапкин. Фитюльки в своем нарисованном обличье снова вошли в фильм, приключения на Плюке стали покороче, появились некоторые новые персонажи — в том числе продавец космической пыли, которого должен был играть Ярмольник… Но главные линии, в общем, остались те же, только теперь стали яснее их земные реальные прототипы. 

Жители галактики Кин-дза-дза, конечно, предпочитают игре дяди Вовы кошачий концерт, который им устраивает Царапкин, пацаками стали почти все россияне, кроме чатлан, что теперь ездят с мигалками, а обладателей малиновых штанов сопровождает эскорт из женских ног, грудей и задниц… 

Но интонация осталась, хотя, конечно, в первой части тонкости актерского исполнения не хватает. Анимация хороша для приключений, для действия, для превращений, полетов, погонь и второстепенных персонажей. Что же касается главных героев, то тут рисованным персонажам далеко до тех замечательных, состоящих из множества тонких оттенков характеров, сыгранных Яковлевым, Леоновым и Любшиным.

Однако, повторю, интонация, фирменная интонация Данелии в мультфильме сохраняется. Данелия ведь не комедийный режиссер, хотя всегда его фильмы назывались комедиями. Он лирик, он мечтатель, он сказочник. 

Как-то он сказал в одном интервью: "Ненависть энергична и мобильна. На добро попробуй людей собрать. Построить детский дом, старикам помочь. А таджиков бить — враз". 

Данелии удается собрать людей на добро. Не то чтобы его зрители шли строить дома для детей или утешать стариков, но чувствовать они точно начинают как-то иначе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала