Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Понедельник, 23 января - большой день для любого китайца: наступает особый и главный год в двенадцатилетнем цикле, год Дракона. Нация считает себя прямыми потомками дракона, это ее главный символ, так что настроение у китайцев более приподнятое, чем обычно в это время.
Хотя без скандалов не обходится. Самый заметный из них в этот раз связан с тем, что возникли опасения: глупые иностранцы могут, как всегда, неправильно все понять.
Вообще-то он добрый
Можно было бы предположить, что новогодний скандал года развернется вокруг вопроса о безопасности скоростных поездов в Китае. Ведь, возможно, главным событием 2011-го для страны стали столкновение этих символов нового века у города Вэньчжоу 23 июля и позорные попытки железнодорожного ведомства скрыть лишние подробности от публики.
А ведь Новый год для этой нации предполагает, кроме неумеренности в еде, обязательную поездку к родителям и прочей родне. Но центральным властям все же удалось сломить сопротивление виновных и заодно пригрозить всем желающим замалчивать факты. Так что на скоростных дорогах и воздушных путях страны все как всегда: в этом году в новогодние дни ожидается рекорд в виде 3,2 миллиарда человекопоездок.
Что означает, что каждый китаец, включая младенцев, совершит в этот период около 2,46 путешествия. Даже с учетом того, что одно из них - туда, а второе - обратно, ясно, что нация под Новый год двигается, как адский муравейник. И почему-то никакого политико-бытового скандала на этой почве пока нет. Терпят.
А возник скандал в день традиционного предновогоднего события - еще 5 января, когда в открывшиеся с утра двери почт рванулись филателисты, поскольку в этот день в Китае традиционно начинают продавать новую марку с изображением очередного зодиакального зверя. Сейчас - дракона.
Не надо думать, что скандал устроили власти. Как раз наоборот - возмутились блогеры и прочие интернетчики (кстати, на днях сообщили, что число пользователей интернета в Китае достигло круглой цифры в 500 миллионов). Суть скандала: а что это дракон на марке такой злобный и страшный, ведь нас неправильно поймут иностранцы, где тут мягкая сила великой культурной державы?
И действительно: дракон летит прямо на зрителя, оскалившись и расставив когтистые лапы, как озверевший кот.
Власти, то есть китайский аналог Минсвязи, немедленно сообщили, что высказывали художнику это соображение, но тот отверг его, а со знаменитостью не поспоришь. Фамилия художника - Чэнь, Чэнь Шаохуа, он стал в эти дни еще более знаменитым (а марка уже перепродается по цене в шесть номиналов и больше). Оказалось, что знаменитость скопировала (национальная привычка) дракона с одного из изображений на императорских халатах, а на халате зверь свиреп потому, что отпугивает от Сына неба злых духов.
Что касается иностранцев, то о них, признается Чэнь, он вообще не думал. И правда, что они понимают. В целом европейцы считают драконов злодеями и разрушителями, а для народов Азии это изящное небесное создание, безусловно позитивное, символ власти, богатства и успеха.
Оно мало того что профессионально борется с духами, но еще предотвращает несчастья, помогает людям, несет удачу. В общем, лучше года не бывает. Кстати, 1988-й и 2000-й для Китая (и не только) были совсем неплохи.
Шестьсот футов удачи
Одна из приятных особенностей "восточного" Нового года в том, что он показывает, как же вокруг нас много всего азиатского. Например, сколько за пределами Китая живет китайцев - тема сложная, но в последнее время стала популярна такая оценка: "как население Франции".
В обычные дни, особенно в Азии, они не так и заметны. Но вот в Малайзии, где китайское население составляет четверть от 28 с лишним миллионов, перед Новым годом (он же - праздник весны) города, где по большей части китайцы живут, резко краснеют: фонарики, карточки, декорации.
Красный у этой нации - цвет праздника, в отличие от Европы, где (прежде всего во Франции) это был цвет бунта. Кстати, первые пираты свирепствовали на морях вовсе не под черным флагом, а под "веселым красным", но это уже отдельный разговор.
Малайзия и год Дракона интересны двумя вещами. Первая касается того, что китайцы за пределами Китая, оказывается, все-таки не так сильно связаны с исторической родиной. А это совсем недавно был вопрос геополитический: кто эти заморские китайцы, "пятая колонна" или нет?
Так вот, под праздник местные китайцы тоже начинают перемещаться в громадных количествах, посещая родителей и прочую родню в тех местах, откуда вышли, но мало кто из них добирается до Китая. По большей части едут в прочие города страны, в Сингапур, иногда в Таиланд - а дальше, в Китай, их корни уже не тянутся.
А вторая интересная история - это рекорд, который малайзийцы поставили в громадном магазинном центре "Павильон". В центре этого монументального сооружения атриум, то есть пустота в шесть этажей. Сейчас всю ее занимает самый большой дракон в Юго-Восточной Азии. 600 футов, то есть 183 метра, с трехметровой головой. Он не влез бы даже в "Павильон", если бы не свернулся в четыре витка.
Этого дракона сделал уже не Чэнь, а некто Сяо со своей командой. Сяо Хо Фу, человек с конфуцианской седой бородкой - глава существующей с 1988 года компании "Драконовые и львиные искусства". Когда-то он преподавал боевые искусства, а потом перешел на смежную профессию - традиционный львиный и драконовый танцы, по сути мало отличные от кун-фу.
Так что в понедельник вокруг "Павильона" соберется толпа, наблюдая, как 600-футовое чудо снимают с канатов, насаживают на шесты (весит дракон немного, поскольку сделан из бумаги). А потом, под большой барабан, тренированная команда Сяо начнет синхронно поднимать шесты вверх-вниз и перемещаться по асфальту, и здоровенный символ нового года станет похожим на танцующего питона Каа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции