Рейтинг@Mail.ru
Три премии за мир в третьем мире - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Три премии за мир в третьем мире

Читать ria.ru в
Присуждение Нобелевской премии за достижения в области укрепления мира правозащитницам из Либерии и Йемена отражает тенденцию: в последние годы нобелевский комитет все чаще вносит в списки номинантов представителей стран третьего мира.

Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.

Присуждение Нобелевской премии за достижения в области укрепления мира правозащитницам из Либерии и Йемена отражает тенденцию: в последние годы нобелевский комитет все чаще вносит в списки номинантов представителей стран третьего мира. И хотя деятельность большинства из этих номинантов не связана с предотвращением войны, она способствует укреплению внутренней стабильности, которая необходима для сохранения мира и спокойствия в таких взрывоопасных регионах, как Ближний Восток и Северная Африка, отмечают аналитики.

Нобелевскую премию мира в этом году присудили трем дамам: президенту Либерии Эллен Джонсон-Серлиф, активистке либерийского женского движения за мир Леймах Гбови и йеменской активистке по борьбе за права женщин Тавакул Карман. Как отметил Норвежский нобелевский комитет, престижную награду они получили за "ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за их право на полноценное участие в миротворческой работе". 

"Я считаю это награждение очень знаковым событием. Начинается хоть какое-то уравновешивание мужчин и женщин по части Нобелевских премий, которое всегда было настолько непропорционально, что означало совершенно мужское общество", - так прокомментировала РИА Новости присуждение награды борцам за права женщин известная феминистка, писательница Мария Арбатова.

Церемония вручения награды и денежного приза в размере одного миллиона евро состоится в Осло 10 декабря - в день кончины основателя премии Альфреда Нобеля. 

"Самая политизированная"

"Нобелевская премия мира - самая политизированная из всех "нобелей", и в последнее время стараются включить в списки представителей стран третьего мира, показать, что их не обижают, что их знают, и об их борьбе помнят", - сказал в беседе с обозревателем РИА Новости президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Мария Арбатова считает крайне важным тот факт, что, присудив награду правозащитницам из Либерии и Йемена, нобелевский комитет обратил внимание мирового сообщества на проблемы стран третьего мира. "Ни для кого не секрет, что в странах Африки насилие над женщинами зашкаливает, и поэтому присуждение этой премии - такая правильная цивилизационная конструкция, обращенная на третий мир, о котором мы - люди с евроцентрическим сознанием - стараемся ничего не знать и не слышать", - отметила она. 

За последние годы внимание нобелевского комитета переместилось с видных мировых лидеров и общественных деятелей на активистов стран третьего мира. Причем премии нередко присуждают деятелям, которые больше задействованы в решении различных внутренних социальных проблем, чем в проблемах международных. Это связано, в первую очередь, со взрывоопасной ситуацией, которая сложилась в ряде стран третьего мира, поясняет Коновалов.

"В Европе никто войны не замышляет, в Европе никто войны не хочет, и такими взрывоопасными точками становятся Ближний Восток, или север Африки. Там надо в основном стараться как-то моделировать эти процессы. А они во многом зависят от внутриполитической ситуации в странах этого мира", - говорит политолог. 

Премия потеряла авторитет?

За последние годы принципы принятия решения нобелевского комитета о том, кого вносить в списки претендентов на престижную награду, и кому ее потом вручать, несколько изменились. Об этом говорила и Елена Боннэр - жена академика Сахарова, получившего Нобелевскую премию мира в 1975 году. В интервью Би-би-си в декабре прошлого года она заявила, что с тех пор, как престижную награду вручили ее мужу, авторитет Нобелевской премии мира серьезно пострадал.

"Нобелевская премия мира, ее нравственный авторитет очень изменился за эти годы. Сахарову дали Нобелевскую премию 35 лет тому назад. И отношение к премии было весьма уважительное - я бы сказала, во всем мире. За эти годы отношение резко изменилось", - отмечала вдова академика.

По ее мнению, окончательно премия себя дискредитировала после того, как нобелевский комитет в 1994 году присудил награду президенту Израиля Шимону Пересу, израильскому премьеру Ицхаку Рабину и главе Палестинской национальной администрации Ясиру Арафату. Престижную премию они получили за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке. 

"Сейчас выдаются деньги. Покупаются лауреаты. И после того, как премию получили такие "общественные деятели", как Ясир Арафат - террорист номер один, - считайте, что Нобелевский комитет дал поощрительную премию террористу. Все. Больше ничего за этим нет. Как же ее можно уважать?", - сказала Боннэр. 

Присуждение нобелевской премии мира Арафату было продиктовано желанием мирового сообщества добиться мира на Ближнем Востоке, считает Коновалов. "Ясир Арафат - это уже совсем аванс, который ничем не был обоснован, это просто желание как-то стимулировать ближневосточный процесс", - отметил он. И это в очередной раз подтверждает тезис о том, что Нобелевская премия мира - награда, которая присуждается исходя из интересов мировой политики.

Главная интрига

Еще задолго до объявления лауреата Нобелевской премии мира в прессе стали появляться предположения о наиболее вероятном кандидате на получение престижного приза. И хотя лауреаты премии, объявленные в пятницу в Осло, назывались наблюдателями в числе фаворитов, главной интригой этого года стала возможность награждения интернет-активистов, которые стали организаторами арабских революций.

Так, директор норвежского института исследований проблем мира PRIO Кристиан Берг Харпвикен отмечал, что члены Нобелевского комитета не могли не обратить внимания на волну массовых протестов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые для некоторых стран обернулись сменой режимов. Одним из фаворитов Харпвикена стала египетская активистка Исраа Абдель Фатах, организовавшая ''Молодежное движение 6 апреля'', которое сыграло важную роль в протестах 2011 года и смене режима в Египте.

Этот вариант стал одним из самых обсуждаемых в мировой прессе. Однако генеральный секретарь Совета Европы и по совместительству глава Норвежского нобелевского комитета Турбьерн Ягланд подогрел интригу, заявив в нескольких интервью, что пресса смотрит не в ту сторону, и косвенно намекнув, что престижный приз может достаться Европейскому союзу. 

В интервью норвежской газете VG он сказал, что победитель этого года "связан с тем, что всю жизнь было для меня важным". Наблюдатели отмечают, что Ягланд является ярым сторонником проекта единой Европы и напоминают, что еще в 1990 году он написал книгу "Моя европейская мечта", в которой высказал идею всеобщего европейского единства.

В списке возможных лауреатов Нобелевской премии мира числись и россияне. Уже не первый год возможными кандидатами на получение престижной награды называют российский правозащитный центр "Мемориал" и правозащитницу Светлану Ганнушкину.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала