Рейтинг@Mail.ru
Мгновения Таривердиева - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Мгновения Таривердиева

Читать ria.ru в
Есть композиторы, чьи произведения узнаешь с первого такта. Таков Микаэл Таривердиев, которому 15 августа исполнилось бы 80 лет. Его музыка невероятно обаятельна, она несет в себе мощнейший заряд, заложенный ее создателем. Впрочем, в том, что музыку Таривердиева знают и любят, в первую очередь виновато кино.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Есть композиторы, чьи произведения узнаешь с первого такта. Таков Микаэл Таривердиев, которому 15 августа исполнилось бы 80 лет. Его музыка невероятно обаятельна, она несет в себе мощнейший заряд, заложенный ее создателем – человеком интеллигентным, умным и жизнерадостным. Впрочем, в том, что музыку Таривердиева знают и любят, в первую очередь виновато кино.

Кино как судьба

Сейчас мало кто помнит, что Микаэл Леонович Таривердиев – автор четырех опер и четырех балетов, трех концертов для органа, десяти хоралов и большого числа камерных вокальных циклов. Главным в его биографии стала музыка к таким популярным фильмам, как "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы, Или с легким паром!"

В этом, впрочем, он не одинок. Такая же творческая судьба постигла и многих его коллег – Эдуарда Артемьева, Исаака Шварца, Владимира Дашкевича и Андрея Петрова, – активно работавших в кино. У уличных музыкантов, играющих в переходах, очень ценится, например, вальс Петрова из кинофильма "Берегись автомобиля!" А песня "Ваше благородие" из "Белого солнца пустыни" давно стала не только лейтмотивом культового фильма, но и визитной карточкой самого Шварца.

Таривердиев стал писать для кинематографа практически сразу же после окончания Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Не без влияния своего педагога в Гнесинке, знаменитого Арама Хачатуряна, который известен не только как автор балета "Спартак", но и композитор, написавший музыку ко многим советским фильмам.

Возможность творить, как хочется

Хрущевская оттепель выдвинула на первый план кино, в котором  наиболее ярко воплотились романтические надежды послевоенного поколения. Именно там, в павильонах киностудий, среди кинокамер и декораций, закипела настоящая жизнь для многих актеров, режиссеров, писателей, художников и, конечно, композиторов. 

Первая картина Таривердиева была учебная, ВГИКовская. Называлась "Человек за бортом", а ее режиссерами стали Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик. Главную же героиню сыграла Людмила Гурченко, к тому времени уже прославившаяся в "Карнавальной ночи".

С Каликом Таривердиев сделал свои первые шаги в кинематографе, создав вместе еще несколько лент – "Юность наших отцов", "Человек идет за солнцем", "До свиданья мальчики!", "Любить". Их дуэт отличался лиризмом и поэтичностью, во многом став киносимволом шестидесятников. 

Таривердиев с головой погрузился в кино. Ездил в экспедиции со съемочной группой, овладел до тонкостей профессией звукорежиссера, вместе с режиссером выстраивал все элементы фильма – от сценария до озвучания.

Для него кино было не куском пленки, а возможностью творить так, как ему хочется. Не случайно он, написавший музыку к 132 фильмам, много лет возглавлял гильдию композиторов Союза кинематографистов России.

Колоссальную популярность Таривердиеву принес фильм "Семнадцать мгновений весны". Впоследствии композитор вспоминал, что, прочтя сценарий, понял, что здесь есть большие возможности для музыки. Он решил, что для Штирлица главное – это чувство долга, а также тоска по Родине. Так родились знаменитые песни "Мгновения" ("Не думай о секундах свысока") и "Где-то далеко", которые блестяще исполнил в сериале Иосиф Кобзон.

Таривердиев написал 8-минутную прелюдию к сцене свидания Штирлица с женой. Эпизод, в котором были убраны все звуки и оставлена только музыка – получился одним из самых сильных не только в картине, но и в советском кинематографе.

Унизительная история

Впрочем, лента доставила и немало неприятностей. В конце съемок режиссер-постановщик Татьяна Лиознова решила вставить себя в качестве сценариста в титры. Писатель Юлиан Семенов, по книге которого был снят фильм, категорически этому воспротивился.

Обратились к Таривердиеву как к третейскому судье. Он встал на сторону Семенова. Отношения с Лиозновой были на много лет испорчены. Композитор не получил Государственную премию.

А потом какой-то злой шутник (скорее всего, Никита Богословский) прислал в Союз композиторов телеграмму, якобы подписанную знаменитым французским композитором Франсисом Леем. Мол, он поздравляет месье Таривердиева с успехом своей музыки в фильме "Семнадцать мгновений весны". Коллеги стали охотно злословить по этому поводу, чиновники – на всякий случай – стали потихоньку запрещать к исполнению произведения Таривердиева. Конец этому положил сам композитор, добившийся от самого Лея официального ответа, что тот не посылал никакой телеграммы.

Таривердиев позже вспоминал, насколько все это было для него унизительно: "Мне, которому всегда говорили – моя музыка может быть плохая или хорошая, но что у меня есть свой стиль, что моя музыка узнаваема мгновенно, нужно отмываться, доказывать, что я не украл!"

Счастливый человек

Еще больший успех принесла композитору работа над фильмом "Ирония судьбы, Или с легким паром!", украшением которого стала целая россыпь великолепных песен на музыку Таривердиева.

По словам режиссера-постановщика Эльдара Рязанова, композитор реабилитировал для широкой публики многие поэтические имена – Бориса Пастернака, Марину Цветаеву, Александра Кочетова… Картина стала культовой, превратившись в многолетний новогодний талисман для миллионов телезрителей, которые с удовольствием поют песни из нее.

Таривердиев как-то сказал, что "если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино".

Микаэл Таривердиев был счастливым человеком, занимаясь только тем, что ему было действительно интересно. Писал романсы, концерты для скрипки, симфонии для органа, серьезно занимался фотографией, был одним из первых в стране, кто увлекся серфингом.

Но главной любовью оставалось кино, где он мог ставить разнообразные творческие эксперименты, которыми – по сравнению с другими жанрами – могло насладиться большее число зрителей и слушателей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала