Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Многие родители школьников уже летом настраивают детей на учебу, морально готовя их к 1 сентября. Но, стараясь заинтересовать сына или дочь предстоящими уроками, не надо переусердствовать, говорят эксперты. Чрезмерное родительское давление и беспокойство могут отбить у ребенка желание учиться.
Антимотивация
"Спокойствие, только спокойствие", - именно так, в стиле невозмутимого мультгероя Карлсона, лучше всего настраивать ребенка на учебу. Как подчеркивает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких, "подготовка должна быть разумной, без лишних эмоций". И это особенно актуально для первоклассников и их родителей.
По словам профессора Безруких, родители часто впадают в крайности: либо формируют у ребенка завышенные ожидания от школы, либо, наоборот, запугивают. И в том, и в другом случае мотивация к учебе может исчезнуть.
"Первый вариант - ребенку восторженно рассказывают о том, как в школе будет интересно, какая будет замечательная учительница, как все будет познавательно", - говорит Марьяна Безруких. Ребенок приходит в школу - и нередко разочаровывается: тут все не так, как обещали родители. Второй вариант антимотивации: ребенку внушают, что учеба - это ответственный и тяжкий труд. Захочет ли он после этого учиться? Вряд ли.
Причины учиться
Внутренняя мотивация для учебы - самая эффективная, говорят эксперты. Из школьника, который учится лишь из-за внешней мотивации, например, под давлением родителей, впоследствии может получиться очень средний студент, а затем и такой же специалист, говорит психолог и бизнес-тренер Александр Кичаев.
Внутренние причины учиться могут быть разными, перечисляет эксперт. Есть познавательные мотивы - "желание знать больше, стать эрудированным". К ним нередко присоединяются эстетические мотивы - "удовольствие от самого процесса учебы". Есть профессионально-ценностные мотивы - когда "школьник уже ориентирует себя на определенную профессию". Наконец, для учебы могут быть и коммуникационные мотивы - общение со сверстниками и расширение круга знакомых.
Коммуникационные мотивы могут показаться второстепенными, но это не совсем так. По желанию и умению ребенка общаться с другими людьми можно судить о степени его подготовленности к школе, отмечает известный детский психолог, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ Екатерина Патяева.
Ребенок уже в первом классе должен уметь строить отношения с другими детьми, "отстаивая свои интересы и не давая себя в обиду, но и не нападая на других". Он также должен поддерживать деловые отношения с учителем - уметь задавать тому вопросы, отвечать на них.
Кстати, среди психологов становится все более популярным мнение, что успешность ребенка во многих сферах зависит от его так называемого "социального интеллекта", сформированного в детстве, - умения общаться, разумно выстраивая отношения с людьми.
Ребенку нужен "запас прочности" по отношению к требованиям школы и перегруженной программе, убеждена Екатерина Патяева. "Нередко дети, поступающие в лицейские и гимназические классы, становятся отстающими только потому, что усиленная программа первого класса давалась им с трудом". Имеет смысл заранее ознакомиться с программой обучения, чтобы понять, насколько она подходит ребенку.
Концентрация на успехе
Для того чтобы усилить мотивацию к учебе у подростков, нужно связать образование и успех, говорит генеральный директор Центра практической психологии Сергей Ключников. Школьники должны понимать, что образование открывает широкие жизненные горизонты, а малограмотные люди сегодня заняты, как правило, только на подсобных работах. Так что если старшеклассники хотят в будущем "выбиться в люди", они должны приложить усилия в учебе.
Нужно научить детей "фокусироваться на своих сильных сторонах", советует Александр Кичаев. Вместе с ребенком можно составить, например, список достижений в учебе. Это воспитывает веру в себя и самоуважение. "Я верю в твою способность справиться с проблемами", - это самое ценное, что родители могут сказать ребенку, считает психолог Александр Кузнецов.
Для достижения любых целей имеет смысл "выработать отношение к себе как к игроку, а к своим занятиям относиться как к игре", рекомендует Александр Кичаев. Так морально легче справляться с учебными трудностями. Стоит ли говорить, что младшие школьники и первоклассники лучше всего воспринимают обучение в форме игры, увлекательного чтения, оригинальных развивающих занятий, замечает генеральный директор Центра практической психологии Сергей Ключников.
Если ребенок много и разнообразно играет, общается со сверстниками и взрослыми, отгадывает загадки и рисует, придумывает сказки, он будет потом учиться с легкостью, схватывая все на лету и имея достаточно свободного времени для занятий по интересам, вторит Екатерина Патяева.
Родительский пример постоянного самообразования может стать для ребенка замечательным способом мотивации к учебе, замечает эксперт. Родители должны сами чему-то с увлечением учиться, получать удовольствие в процессе обучения, считает Ключников.
Если ребенок все-таки с трудом справляется с программой, родителям не стоит давить на него, воспитывать окриками. Екатерина Патяева напоминает: Александр Пушкин учился в лицее далеко не блестяще, а Альберт Эйнштейн и вовсе был двоечником.
"Главное - чтобы ребенок был творческим и дружелюбным, умным и сообразительным, и чтобы у вас с ним были доверительные отношения".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции