Рейтинг@Mail.ru
Россия ищет бизнес-ангелов. Со знанием английского - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия ищет бизнес-ангелов. Со знанием английского

Читать ria.ru в
Техническая оснащенность российской промышленности падает. При этом "многие предприятия не заинтересованы во внедрении инноваций, и предпочитают не разрабатывать свои технологии, а покупать готовые на Западе"...

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Техническая оснащенность российской промышленности падает. При этом "многие предприятия не заинтересованы во внедрении инноваций, и предпочитают не разрабатывать свои технологии, а покупать готовые на Западе", - заявил 20 июля на ежегодном Инвестиционном форуме бизнес-лидеров директор компании Strategy Partners Сергей Лозинский. Причину эксперты видят в отсутствии долгосрочной промышленной политики в стране на государственном уровне.

Инновационная экономика, основанная на разработке и внедрении высоких технологий, по замыслу российских властей, должна стать реальной альтернативой сырьевой экономике. Сейчас доходы российского бюджета зависят от цен на сырье: при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре доходы растут, при падении цен на полезные ископаемые - падают. Уменьшение поступлений в казну наносит удар по инвестиционной политике государства и делает трудно исполнимыми различные обязательства, в том числе и социальные.

Изменить эту ситуацию могут инновации. К 2020 году доля российских предприятий, выпускающих инновационную продукцию, должна увеличиться с 9,4% до 40-50%, доля высокотехнологичного сектора должна вырасти с 10,9% до 20% ВВП. Такие задачи поставлены в Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Но пути их реализации есть масса проблем.

Препятствием для быстрого внедрения инноваций, по словам экспертов, служит, например, дефицит спроса на них как со стороны бизнеса, так и государства, а также отсутствие связующего звена между разработчиками новых технологий и людей, способных превратить их использование в прибыльный бизнес. Не последнее препятствие на пути процесса - незнание инноваторами английского языка.

Дело не в деньгах

Несомненно, на внедрение инноваций нужны деньги. Но одними денежными вливаниями задачу инновационного развития страны не решить. Необходима работающая связь между учеными и бизнесменами, которые внедряют изобретения. Пока российские предприятия больше заинтересованы в покупке готовых технологий за границей, чем в разработке собственных.

"Парадокс в том, что, со своей стороны, конкурентоспособная российская наука и инноваторы стремятся работать на зарубежный бизнес, - говорит директор IRP Group Булат Столяров. - Такой дисбаланс в результате лишь усугубляет дефицит спроса и предложения на российском рынке инноваций".

Нужно искать перспективный спрос компаний на технологии и возможность его удовлетворения за счет ресурсов отечественных инноваторов, полагает Булат Столяров.

Хотя найти интересные новаторские идеи в стране, оказывается, тоже непросто. "Значительная часть научных институтов сейчас занимается коммерциализацией технологий, которые появились еще в конце 1980-х годов, а новые идеи не разрабатываются", - говорит Лозинский. Это подтверждают и результаты исследования "Барометр Иннопром - 2011", который на прошлой неделе обнародовала компания IRP Group: в среднем только 6% российских инноваций высококонкурентоспособны на мировом рынке и еще 15% - на внутреннем российском рынке. Именно так ответили более ста опрошенных представителей компаний при выяснении уровня восприятия инноваций в России.

Стране не хватает бизнес-ангелов

В России слаба коммерческая поддержка в начале внедрения инновационных проектов, говорят эксперты. Хотя, по словам Лозинского, именно на начальном этапе разработчикам необходимы налоговые льготы, гранты. "Сейчас такая поддержка есть, но она не системная и не для всех", - отметил Лозинский.

"Поддержки при коммерциализации инноваций в России нет", - более категоричен гендиректор "МАРЧМОНТ Капитал Партнерс" Кендрик Дэвис Уайт. В России очень мало так называемых бизнес-ангелов, то есть людей и компаний, которые являются связующим звеном между учеными и бизнесом. На Западе бизнес-ангелы изучают рынки, которым новшество может быть потенциально интересно, оценивают конкурентоспособность инновации и сферу ее применения, рассказал Уайт. В России такую сеть, связующую все стороны процесса, еще необходимо строить.

Отсутствие структур, помогающих коммерциализировать научное открытие, приводят к тому, что технические новшества не внедряются в производство. По данным ОПОРЫ РОССИИ, три четверти опрошенных ученых даже не пытались коммерциализировать результаты своей научной деятельности. Только четверть ученых делали такие попытки (причем 39% - на собственные средства), но результата достигли лишь 4% из них.

Российский бизнес мало инвестирует в инновации

Роль государства при создании и внедрении новых технологий крайне важна: именно оно вкладывается в развитие фундаментальной науки, в развитие инфраструктуры, поддержку образования. Но многие российские владельцы компаний совсем не думают об инвестициях и инновациях, они получают прибыль на имеющемся производстве, а затем продают компанию, обозначает проблему Уайт.

Данные исследования IRP Group свидетельствуют, что треть российских компаний внедряют инновационные технологии либо по принуждению федеральных, региональных и муниципальных властей, либо с целью обновления изношенного оборудования. Лишь четверть опрошенных представителей бизнеса сказали, что инновации в компании являются частью реализации стратегии компании.

Причины нежелания многих бизнесменов вкладываться в новые разработки таковы: это низкий уровень доверия государству, низкая конкуренция, высокая инфляция, бюрократические препоны, отсутствие в стране развитых рынков капитала и в целом низкое качество городской среды, не способное обеспечить достойные условия жизни квалифицированных кадров. "Но если не инвестировать в производство, то инноваций в стране не будет", - настаивает Кендрик Дэвис Уайт.

"Многие инноваторы не владеют английским языком"

Наиболее активными игроками на рынке инноваций в России являются иностранные компании, говорится в исследовании IRP Group. Но реальный шанс обрести иностранного партнера имеют далеко не все отечественные разработчики инновационных идей. У компаний, занимающихся инновационной деятельностью в России, часто нет даже нормального сайта и его англоязычной версии, пояснил директор департамента инвестиций и экспертизы ОАО "Российская венчурная компания" Ян Рязанцев.

"Почти никто из инноваторов не готов представить инвесторам понятный бизнес-план и финансовую отчетность по международным стандартам, подготовить бизнес-модели и внятные прогнозы дальнейшего развития", - обозначает проблему Рязанцев.

Кроме того, многие инноваторы не владеют английским языком. "Мы не будем инвестировать в компании, которые не могут сделать таких элементарных вещей", - признается Рязанцев.

Получается, что пока рынок инноваций в России находится в стадии становления. Существует как дефицит спроса на инновации со стороны бизнеса и государства, так и дефицит качественного предложения со стороны разработчиков новых технологий.

Инновационное отставание России

В итоге и образуется инновационное отставание России. В Индексе конкурентоспособности национальных инновационных систем, разработанном ОПОРОЙ РОССИИ, наша страна находится на 38 месте из 50, уступая не только развитым странам и "соседям" по БРИК - Бразилии, Индии и Китаю, но даже Турции, Польше, Литве и Таиланду.

В ближайшие годы государство намерено вложить в инновационные проекты около 300 млрд рублей. "В инновационных, промышленных кластерах зарегистрировано уже около 670 компаний-резидентов. Спектр проектов очень широк - от молекулярной медицины до бытовой техники, от нанотехнологии до строительных материалов. Планируемый объем инвестиций - около 300 миллиардов рублей", - заявил 20 апреля премьер-министр Владимир Путин, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2010 год. Глава правительства подчеркивал тогда, что от единичных прорывов, отдельных успешных проектов и сделок надо перейти к действительно массовой системной поддержке российских высокотехнологичных компаний, которые прокладывают себе дорогу на внешние рынки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала