Рейтинг@Mail.ru
Подводная "Хиросима" советского флота - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подводная "Хиросима" советского флота

© Фото : Военно-морские силы СШААПЛ К-19
АПЛ К-19
Читать ria.ru в
50 лет назад человечество вступило в эпоху подводных атомных катастроф. 4 июля 1961 года на подводной лодке К-19 произошла авария - вышел из строя один из ядерных реакторов. Моряки самоотверженно бросились устранять неисправность, грозившую гибелью всей команды, и в итоге с задачей справились. Но через несколько дней восемь человек умерли от сильного облучения.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

50 лет назад человечество вступило в эпоху подводных атомных катастроф. 4 июля 1961 года на подводной лодке К-19 произошла авария - вышел из строя один из ядерных реакторов. Моряки самоотверженно бросились устранять неисправность, грозившую гибелью всей команды, и в итоге с задачей справились. Но через несколько дней восемь человек умерли от сильного облучения.

Под черной пилоткой стальные глаза

Люди давно мечтали плавать, как рыбы. Неслышно скользящий в глубинах Мирового океана "Наутилус" Жюля Верна - не только образчик технического прогресса, но и символ внутренней свободы капитана Немо от территориальных границ и кастовых предрассудков. Вместе с тем, две мировые войны показали, что подводные лодки - довольно грозное оружие. Дважды немецкие подводники ставили Англию на грань поражения, сжимая вокруг нее тугой узел морской блокады.

С наступлением холодной войны идеологические противники сделали ставку на атомный ракетный подводный флот, позволяющий незаметно для неприятеля перемещаться из одного конца света на другой, не требуя при этом дозаправки и перезарядки аккумуляторов. Атомные подводные лодки (АПЛ) могли плавать где угодно, хоть подо льдами Северного Ледовитого океана. Поначалу казалось, что в этом много романтики. Как пелось у Визбора, "Прощайте, красотки, прощай, небосвод,//Подводная лодка уходит под лед, //Подводная лодка - морская гроза,//Под черной пилоткой стальные глаза".

Однако с момента появления нового вида морских сил стало очевидно, что романтики здесь маловато. Ни в военное, ни в мирное время подводники, в отличие от надводных собратьев, не могут себе позволить право на ошибку. Море этого не прощает.

У писателя-мариниста Бориса Житкова есть короткий, но яркий рассказ "Под водой", повествующий о трагически нелепом случае, произошедшем еще в дореволюционное время. При возвращении с боевых маневров, уже в порту, командир подлодки, молодой лейтенант, решил созорничать, лихо пройдя под стоящим на якоре коммерческим пароходом. В итоге подлодка влипла в вязкое глинистое дно, превратившись на несколько часов в железный склеп, где от удушья мучительно умирали матросы. Сам же виновник, не выдержав мук совести, застрелился.

Злой рок К-19

Еще до спуска субмарины на воду в октябре 1959 года на ней начали гибнуть люди. Вначале при окраске трюмов вспыхнул пожар, в котором сгорели два рабочих, а вскоре в результате несчастного случая погибла женщина-маляр. Осенью 1960 года одному матросу раздавило голову крышкой ракетной шахты, другого затянуло в механизмы при проворачивании главного вала.

Когда же в 1961 году спасали моряков с К-19, всю их одежду пришлось оставить - так сильно она фонила от облучения. Деньги, удостоверения, партийные и комсомольские билеты перевезли в герметичном специальном контейнере. Автоматы Калашникова выбросили за борт.

По свидетельству очевидца, тех, кто работал в ядерном отсеке, выносили на носилках. Вид был ужасный - раздутые до невероятных размеров, покрытые язвами лица, волосы, выпадающие пучками от легкого прикосновения.

Приключения "Хиросимы", как прозвали АПЛ флотские остряки, на этом не закончились. 15 ноября 1969 года она столкнулась с американской подлодкой, едва не разрезав ту пополам; 24 февраля 1972 года на ней произошел пожар, в результате чего погибли 28 членов экипажа и 2 спасателя. При этом несколько моряков пробыли без света и пищи 23 дня в кормовом отсеке. Наконец, 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке были обожжены несколько человек, один из которых через пять дней скончался в госпитале.

Несмотря на все это, злополучную субмарину, которая за время существования сменила больше дюжины командиров экипажа, вывели из состава флота только в 1990 году.

Киноверсия трагедии

Простым советским людям о таких фактах было знать не положено. С оставшихся в живых участников событий взяли подписку о неразглашении, и в целях секретности им был поставлен диагноз не "лучевая болезнь", а разнообразные другие заболевания, с которыми им потом пришлось мыкаться при приеме на работу.

Многолетний режим секретности, а затем масштабные катастрофы с К-278 "Комсомолец" и К-141 "Курск", заслонили собой события полувековой давности. Широкая общественность в нашей стране узнала о К-19 только в 2002 году, когда американский режиссер Кэтрин Бигелоу сняла о нем художественный фильм. Обладательницу "Оскара" заинтересовала история о первой ядерной подводной аварии с человеческими жертвами, и она на главную роль капитана АПЛ пригласила звезду Голливуда, актера Харрисона Форда.

Впрочем, если отечественным подводникам выпала сомнительная честь открыть скорбный список жертв атомных аварий, то на счету американцев до сих пор числится самая крупная по числу погибших из катастроф такого рода.

10 апреля 1963 года подлодка SSN-593 "Трешер" во время испытаний корпуса на предельных глубинах разрушилась на несколько частей, погребя на океанском дне 16 офицеров, 96 членов экипажа и 17 гражданских специалистов.
На сегодняшний день ни одна из промышленно развитых стран пока не спроектировала такую подлодку, которая была бы на 100% безопасной для плавания.

Как сказал кто-то из древних, "странствовать по морю необходимо, жить не так уж необходимо".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала