Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Мера без меры в Театре Вахтангова

В прошлом сезоне и Римас Туминас - худрук Театра им. Вахтангова - позвал ставить Бутусова, чтобы в новом сезоне 2010 - 2011 года он выпустил премьеру по пьесе Шекспира «Мера за меру»
Юрий Бутусов еще совсем недавно входил в театральный мир Москвы после питерских университетов. Худрук Театра им. Вахтангова позвал ставить премьеру этого сезона по пьесе Шекспира "Мера за меру".

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера» специально для РИА Новости.

Юрий Бутусов, казалось бы, еще совсем недавно осторожно входил в театральный мир Москвы после питерских университетов. Первые столичные сцены заприметили режиссера, который не любил и не любит давать громких интервью, предпочитает держаться в тени, а если и высказывается, то крайне редко и по существенным поводам. Несмотря на такое непиаровское поведение  его стали приглашать на постановки и Константин Райкин, и Олег Табаков, а в родном Питере и Валерий Фокин. В прошлом сезоне и Римас Туминас - худрук Театра им. Вахтангова - позвал ставить в вверенный ему театр опять же Бутусова, чтобы в новом сезоне 2010 - 2011 года коллега выпустил премьеру по пьесе Шекспира "Мера за меру".

За последние 8 лет в бэкграунде этого 40-летнего режиссера - постановки в МХТ им. Чехова, в Театре "Сатирикон", на сцене Александринского театра (СПб). В этом сезоне к почетному списку прибавилась еще и постановка в прославленном вахтанговском театре.
Московский период Бутусова отличает особая привязанность к Шекспиру. У Константина Райкина поставил "Ричарда III", "Короля Лира". В МХТ - "Гамлета" с Михаилом Трухиным (Гамлет), Константином Хабенским (Клавдий), Михаилом Пореченковым (Полоний), со своей питерской командой.

В этом сезоне Бутусов снова обратился к Шекспиру – к пьесе "Мера за меру", которая редко ставится и не имеет богатой сценической судьбы. Как впрочем, и недавно поставленная здесь же Римасом Туминасом из того же шекспировского цикла "Троил и Крессида".
Так продуманно сложился если не шекспировский цикл, то определилась одна из линий репертуара. Разрушительная и разлагающая сила аморальной власти, которая вторгается и в том, и в другом спектаклях в самое личное, сокровенное и интимное, целит в тех, кто был предназначен для лучшей, чистой жизни.

Нам показывается процесс этого разложения, словно мы рассматриваем само устройство механизма власти: как действует эта удавка, как сжимается петля вокруг хрупких и нежных героев, рожденных для лучшей жизни. Нас оставляют в смятении, поскольку на наших глазах человек загоняется в угол, и никакого выхода в этом пространстве для него/нее нет. И "мера за меру" есть не что иное, как ханжеская игра политиков, которая маскируется в фальшивые слова о добродетели, потому что исключена одна единственно возможная мера - человечность, благо во имя человека.

В этом смысле само понятие "меры за меру" у Бутусова не есть восстановление справедливости, сходное с ветхозаветным постулатом «око за око». Скорее в этом шекспировском названии режиссер считывает горькую иронию. Такая арифметика есть род самой скверной схоластики, так как с помощью самых прекрасных слов жестоко осуществляется акт надругательства над человеком.

Опережая события повествования, заметим, что Бутусов убирает шекспировский счастливый финал с четырьмя свадьбами. Не восстанавливается справедливость, не наказывается порок, не гармонизируется жизнь с возвращением в Вену якобы справедливого правителя.

Напротив, порок набирает новые обороты, расставляет новый капкан, из которого уже вряд ли выскочит юная Изабелла. Герцог Винченцо вырывает ее из рук своего временного наместника Анжело не справедливости, а корысти ради. Для себя, чтобы сделать своей невестой. Она по-детски сворачивается калачиком, и почти зависая в воздухе на одном из столов в офисе правителя Вены, откуда ей не выйти, беспомощно скулит: "Где найти защиты?".

Для Бутусова нет оппозиции между Герцогом Винченцо и Анжело. Оба они - две стороны одной медали, и потому их играет один актер - Сергей Епишев. До этого в труппе театра он был заметен, но подлинными ролями не избалован. И шанса на этот раз актер не упустил. Сыграл одно качество в двух разных ипостасях. Убедительно сделать это в театре очень непросто.

Герцог для режиссера и актера отвратителен хотя бы потому, что допускает возможность игры с жизнями людей. Намеренный уход герцога на время в тень и выдвижение Анжело, известного в Вене своей праведностью, просвещенностью, есть ни что иное как форма самолюбования для Винченцо. Он-то остается у власти де-факто. Он не покидает Вены, а тайно наблюдает и столь же тайно вмешивается в ход событий. Уж не хочет ли герцог таким вот ходом убрать своего дублера?!

Власть, которая передается на время в руки Анжело, делает жизнь граждан Вены невыносимой. Он являет собой тип опасного интеллектуала, который почерпнул все представления о жизни из книг. Собственного опыта у него нет. Этот Анжело поначалу стерильный чистюля, не сказать скопец. Потому он так легко судит. К смертной казни приговаривается Клавдио (Владимир Бельдиян) за то, что согрешил до брака с Джульеттой (Мария Бердинских). Оба любят друг друга и готовы обвенчаться. Но закон карает переступивших черту дозволенного, и Анжело поначалу служит букве, а не духу Закона.

Однако дублеру придется пройти через запретное чувство. Как на грех он влюбляется в Изабеллу (Евгения Крегжде), в сестру осужденного Клавдио. Цена свободы брата - потеря невинности сестрой, которая готовит себя в послушницы монастыря. Так начинает использовать власть Анжело. Шекспир дает понять, что если бы эта сделка состоялась, то помилования брата все равно бы не случилось. Для Бутусова здесь последняя черта человеческого падения этого начитанного скопца, сумевшего быстро освоить выгоды положения.

Явление же Герцога Винченцо, который снова воцаряется на троне, чтобы вершить справедливость, есть лишь новый этап недостойной игры. Он, наблюдая за нравственным падением Анжело, сам влюбляется в стойкую Изабеллу, в финале спектакля расставляет ей столь искусный капкан, что понимаешь, вот тут-то уже не выбраться. Елейным голосом герцог просит руки и сердца Изабеллы, но мы понимаем: перед нами хищный зверь в овечьей шкуре. Он давно привык брать, и нет никакой меры, которая бы остановила его. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.