Рейтинг@Mail.ru
Судьба признанных и непризнанных - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судьба признанных и непризнанных

© Иллюстрация РИА НовостиФлаги Абхазии и Южной Осетии
Флаги Абхазии и Южной Осетии
Читать ria.ru в
26 августа 2008 года произошло международно-правовое признание Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии. На данный момент их признали также Никарагуа, Венесуэла и Науру. Но на постсоветском пространстве статус этих республик остается неясным.

Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы – специально для РИА Новости.

26 августа 2008 года произошло международно-правовое признание Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии.
Следует заметить, что прежде Россия последовательно придерживалась принципа нерушимости границ бывших республик СССР, и даже косовский прецедент не повлиял на позицию Москвы. В течение нескольких лет соблюдались введенные в рамках СНГ экономические санкции против Абхазии с целью заставить Сухум принять план грузино-абхазского урегулирования. При позднем Шеварднадзе казалось, что компромисс возможен. Но с приходом к власти в Тбилиси Михаила Саакашвили все надежды на мирное решение были похоронены.

После реинтеграции в мае 2004 года Аджарии, которая долгие годы была фактически полунезависимым образованием, Саакашвили сделал ставку на военное решение абхазского и югоосетинского конфликтов. Логическим завершением такой политики стали боевые действия против Южной Осетии и российских миротворцев в августе 2008 года. Собственно, эти события и явились рубежными для судьбы двух непризнанных государственных образований.

Президент Дмитрий Медведев так аргументировал решение России: «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии".

На данный момент Абхазию и Южную Осетию, кроме России, признали Никарагуа, Венесуэла и Науру. Между тем статус этих республик на постсоветском пространстве остается неясным. О присоединении к СНГ речь идти не может, поскольку члены Содружества не последовали за Россией, никто из них не признал независимость Сухума и Цхинвала. Была идея о присоединении Абхазии и Южной Осетии к Союзному государству России и Белоруссии, однако Минск по факту заблокировал такую возможность.

Первоначально Александр Лукашенко увязал признание независимости с предоставлением кредита в размере $2 млрд и снижением цен на российский газ. Предполагалось, что рассмотрением вопроса признания независимости Сухума и Цхинвала займется новый парламент Белоруссии, который был избран в сентябре 2008 года. Однако белорусский парламент даже не включил этот вопрос в повестку дня.
Вторично Александр Лукашенко пообещал Дмитрию Медведеву признать независимость Абхазии и Южной Осетии в марте 2009 года. Но и тогда никакого решения не последовало. И хотя белорусский президент опять недавно завил, что «…для Беларуси признать Южную Осетию и Абхазию и сегодня не проблема», совершенно очевидно: вопрос признания двух бывших грузинских автономий остается для Минска предметом экономического торга с Москвой.

Виктор Янукович в бытность оппозиционером указывал, что Украина должна признать независимость Абхазии и Южной Осетии и поддержать волю народов непризнанных республик. При этом он отмечал: «Признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии — это логичное продолжение процесса, который был запущен западными странами в отношении признания независимости края Косово». Однако, став президентом, Янукович заявил, что Украина поддерживает территориальную целостность Грузии.

Вообще вопрос о непризнанных территориальных образованиях весьма болезненный для Украины. В 1991 году по результатам всекрымского референдума была восстановлена Крымская АССР как субъект нового союзного договора. Но в 1995-м Киеву удалось отменить Конституцию АРК и отправить в отставку первого президента Крыма Юрия Мешкова - последовательного сторонника интеграции с Россией, намеревавшегося заключить с Москвой военно-политический союз. После августовских событий 2008 года и участия Черноморского флота в боевых действиях украинские национал-радикалы стали требовать отмены автономного статуса Крыма и введения прямого президентского правления на полуострове. Эти меры вызвали бы взрыв возмущения в Крыму и могли привести к активному гражданскому противостоянию. Победа Виктора Януковича на президентских выборах и российско-украинские соглашения по продлению сроков пребывания ЧФ в Севастополе внушают надежду, что Крым не превратится в новую "горячую точку" на постсоветском пространстве.

Между тем Украина, как и Россия, непосредственно вовлечена в другой конфликт вокруг непризнанного государственного образования на постсоветском пространстве - Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

Конфликт между Кишиневом и Тирасполем, начавшийся ещё в советское время, после обретения Молдавией независимости привел к активным боевым столкновениям и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Конфликт удалось погасить силами 14-ой российской армии под командованием Александра Лебедя. В зону конфликта были введены российско-приднестровско-молдавские совместные миротворческие силы. Украина направила в зону конфликта военных наблюдателей.

Кишинев и Тирасполь в 2003 голу были близки к заключению соглашения о создании конфедерации с предоставлением Приднестровью особого статуса. Молдавия брала обязательство соблюдать нейтралитет, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве гарантов урегулирования конфликта. Но под давлением ОБСЕ президент Молдавии Владимир Воронин отказался от подписания соглашения, заявив, что оно дает односторонние преимущества ПМР и угрожает самому существованию независимой Молдавии.

В последнее время ситуация вокруг Приднестровской республики вновь начала накаляться. В Кишиневе к власти пришли силы, которые видят свою задачу в объединении с Румынией в одно государство. Некоторое время назад президент Румынии Траян Бэсеску внес на утверждение в парламент Национальную стратегию обороны, где говорится о необходимости вывода российских войск с территории Молдовы, которые «представляют собой угрозу национальной безопасности».

Панрумынские настроения не могут не беспокоить Тирасполь.

ПМР - самодостаточное образование с развитым промышленным потенциалом. Экономика республики завязана на Одесской области Украины, частью которой Приднестровье и было до 1940 года. В связи с этими факторами в ПМР все популярней идея о проведении референдума о вхождении в состав Украины на правах широкой автономии. Гарантом данного статуса должна выступить Россия. Такая перспектива вызвала крайне негативную реакцию в Бухаресте. Президент Бэсеску предупредил, что «в случае необходимости готов протянуть руку помощи румынским братьям в Кишиневе», в частности ввести румынские войска для помощи официальному Кишиневу.

При анализе ситуации вокруг непризнанных образований на постсоветском пространстве нельзя не упомянуть проблему Нагорного Карабаха.
Ильхам Алиев сделал правильные выводы из провала авантюры Саакашвили в августе 2008 года и отказался от решения карабахской проблемы военным путем. Баку также резко усилил дипломатическую активность по всем возможным направлениям.

Скоординированные действия посредников (России, США, ОБСЕ, Франции) позволили не допустить возобновления боевых действий. Позиция по возможному урегулированию ситуации высказана в совместном заявлении президентов России, США и Франции от 27 июня 2010 года. В заявлении отмечается, что главы государств - сопредседателей Минской группы «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом».

На ситуацию вокруг непризнанных республик самым прямым образом будет влиять решение Международного суда ООН в Гааге, вынесшего 22 июля 2010 года решение о законности отделения Косово от Сербии. Хотя международный суд особо оговорил, что решение носит рекомендательный характер и не может служить прецедентом, непризнанные республики на постсоветском пространстве получили мощный импульс для продолжения своей борьбы за международное признание.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала