Рейтинг@Mail.ru
СВТ-40: работа на будущее - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СВТ-40: работа на будущее

© РИА Новости70 лет назад Комитет обороны при СНК принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40
70 лет назад Комитет обороны при СНК принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40
Читать ria.ru в
70 лет назад Комитет обороны при СНК принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40. По замыслу военного руководства новая винтовка должна была стать основным оружием бойцов Красной армии, но судьба распорядилась иначе - СВТ-40 не снискала большой популярности в войсках...

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

70 лет назад Комитет обороны при СНК принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40. По замыслу военного руководства новая винтовка должна была стать основным оружием бойцов Красной армии, но судьба распорядилась иначе - СВТ-40 не снискала большой популярности в войсках, и в 1945 году ее производство было свернуто. И все же это изобретение никак нельзя назвать неудачным: по своим боевым качествами СВТ-40 не уступала зарубежным конкурентам, а главное это был бесценный опыт, подтолкнувший конструкторов к созданию нового класса стрелкового оружия - штурмовых винтовок или автоматов.

Уже в ходе первой мировой войны стало ясно, что огневая мощь магазинных винтовок, которыми были вооружены солдаты всех воюющих армий, недостаточна. Конструкторы США, Германии, России и других стран ломали головы над тем, как повысить скорострельность индивидуального оружия пехотинцев. Решения были самыми неординарными. Американцы, например, вспомнили опыт «Дикого Запада», и в качестве вспомогательного оружия стали использовать шестизарядные «помповые» дробовики Winchester 1897, за смертоносную эффективность прозванные «окопными метлами».

Но это, скорее, экзотика. В основном же техническая мысль двигалась в других направлениях. С момента появления пулеметов, военные конструкторы пытались сделать их компактнее и облегчить настолько, чтобы это оружие могло использоваться в качестве индивидуального. Появившийся в итоге ручной пулемет был достаточно легок, чтобы обслуживаться одним бойцом, но все же не мог претендовать на звание основного оружия пехоты.

Вторым направлением стало создание пистолетов-пулеметов - скорострельного оружия, «работающего» на легких и маломощных пистолетных патронах. Один из первых образцов - германский МР-18 применялся бойцами штурмовых групп на заключительном этапе Первой мировой. Пистолет-пулемет, как и дробовик, идеально подходил для быстрых скоротечных схваток на дистанциях близких к рукопашной, но на расстоянии свыше 100 м оказывался малоэффективным, а значит, тоже не подходил на роль основного стрелкового оружия пехоты.

Поэтому третьим направлением стала попытка увеличить скорострельность и емкость магазинов обычных винтовок. Не пройдет тридцати лет, и военные признают этот путь тупиковым, но в 10-20-х годах прошлого века конструкторы ведущих держав ломали головы над тем как «скрестить» винтовку с ручным пулеметом.

Одними из первых массовое производство самозарядных винтовок наладили американцы. В 1937 году в качестве основного оружия пехоты в США была принята «самозарядка» М-1 Garand конструкции Джона Гаранда.

В СССР активные работы по созданию автоматических и полуавтоматических (самозарядных) винтовок велись в начала 1920-х годов. Задача стояла непростая: создать индивидуальное оружие под мощный патрон образца 1891 года, с магазином на 50 патронов, с возможностью стрельбы очередями и весящее при этом не больше 4 кг. Практика показала, что создать такое оружие, по крайней мере, на базе существующих в тот момент технологий, попросту невозможно. Постепенно требования снижались, и в итоге был одобрен образец самозарядной винтовки, разработанный в 1938 году конструктором Тульского оружейного завода Федором Токаревым. Оружие было принято на вооружение под обозначением СВТ-38 (самозарядная винтовка Токарева). Опыт использования винтовки в войсках показал, что она нуждается в доработке, и 13 апреля 1940 года на вооружение поступил новый усовершенствованный образец под обозначением СВТ-40.

Новому оружию прочили большое будущее - скорострельные винтовки Токарева должны были постепенно вытеснить из армии стоявшие на вооружении с конца XIX в. знаменитые «трехлинейки» - магазинные винтовки Мосина-Нагана образца 1891 года. Скорострельность - это как раз то, чего так не хватало «трехлинейке», тяжелый ход затвора делал перезарядку «мосинки» непростой задачей даже для довольно сильного человека, поэтому и темп стрельбы не превышал 10 выстрелов в минуту. Боец же, вооруженный винтовкой Токарева со съемным магазином на 10 патронов, мог произвести до 30 выстрелов в минуту, а техническая скорострельность СВТ была еще выше.

Производство СВТ-40 началось 1 июля 1940 года, и до конца месяца произведено уже более 3,4 тысяч винтовок, в августе 8,1 тысяч единиц, в сентябре около 11 тысяч. Всего же было выпущено порядка 1,6 млн СВТ.

Отечественные, да и некоторые зарубежные эксперты, уверяют, что винтовка Токарева не уступала знаменитой американской M1 и превосходила германскую «самазарядку» G-41. Однако судьба СВТ-40 оказалась не столь яркой, как судьба винтовки Гаранда, простоявшей на вооружении армии США до конца 1950-х.

Бойко начавшееся в 1940-41 годах производство СВТ довольно быстро пошло на убыль и к 1945 году было полностью свернуто. Сказалось несколько причин: во-первых, дороговизна винтовки, себестоимость которой была на четверть выше, чем у ручного пулемета ДП. Во-вторых, СВТ снискала в войсках славу не слишком надежного оружия: бойцы жаловались на ее чувствительность к загрязнению и морозу.

Действительно, по сравнению с безотказной магазинкой Мосина, которая и разрабатывались специально для использования в самых суровых условиях, полуавтоматическое оружие требовало умелого и своевременного обслуживания. А недостаточный уровень технической подготовки пехотинцев, отсутствие качественных материалов для чистки и смазки не лучшим образом сказывались на работе полуавтоматического оружия.

Справедливости ради заметим, что и солдаты Вермахта зачастую предпочитали проверенную «магазинку» Маузера образца 1898 года, полуавтоматическим винтовкам G-41.

Не очень успешной оказалась попытка использовать СВТ-40 в качестве снайперской винтовки - по точности стрельбы они проигрывали «трехлинейкам». Дело в том, что при прочих равных, оружие с ручной перезарядкой всегда точнее автоматов и полуавтоматов. Даже сегодня лучшие образцы снайперского оружия перезаряжаются вручную.

Из-за нехватки в войсках пулеметов была попытка наладить производство винтовки Токарева с автоматическим режимом огня - оружие получило обозначение АВТ-40. Но мощный винтовочный патрон приводил к сильному износу деталей при стрельбе очередями и грозил разрушить оружие, а точность стрельбы очередями оставляла желать лучшего.

Винтовке не суждено было стать пулеметом, конструкторам предстояло искать новые пути для повышения огневой мощи пехоты. Таким путем и стало создание нового вида оружия под патрон уменьшенной мощности - штурмовых винтовок, которые у нас стали называться автоматами. Роль СВТ, как впрочем, и винтовки Гаранда, здесь весьма велика. Ряд экспертов уверяет, что первая штурмовая винтовка - германская StG 44 делалась с учетом опыта СВТ-40, этот же опыт был учтен и Михаилом Калашниковым при разработке знаменитого АК-47.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала