Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Пиво против водки

/
Судя по заявлениям российских чиновников, антиалкогольная кампания в стране набирает обороты. Вчера вице-премьер правительства Александр Жуков заявил, что в этом году может быть принят закон "Об определении времени продажи алкогольных напитков" - это существенно ограничит объемы продаж алкоголя.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Судя по заявлениям российских чиновников, антиалкогольная кампания в стране набирает обороты. Вчера вице-премьер правительства Александр Жуков заявил, что в этом году может быть принят закон «Об определении времени продажи алкогольных напитков» - это существенно ограничит объемы продаж алкоголя. Однако уже принятые властями меры на поприще борьбы с пьянством, в частности, - установление минимальной цены на водку и трехкратное увеличение акциза на пиво, дают неоднозначный результат. Представители пивной отрасли уверяют, что на фоне снижения производства пива наблюдается рост продаж крепкого алкоголя.

С начала 2010 года в России начали действовать новые ставки акциза на все виды алкогольной продукции. При этом акциз на пиво вырос в три раза - до 6 рублей за литр, на крепкий алкоголь - всего на 10-13%, в зависимости от вида. Пивовары возмущены: соотношение доли акциза в крепком алкоголе и пиве в России намного ниже, чем других развитых и даже не очень развитых странах. Такая налоговая политика, по сути, стимулирует потребление крепких напитков.

Конечно, настоящая причина возмущения представителей пивной отрасли - в экономических показателях. По данным Росстата, производство пива в январе 2010 по отношению к январю 2009 года упало на 44,2%. И пивовары убеждены, что ключевым фактором падения стало новогоднее увеличение акциза. Так это или нет - сказать трудно. По крайней мере, сами участники рынка пока не в силах оценить, как именно изменение акциза повлияло на розничную цену напитка. С другой стороны, проблемы у пивоваров начались не вчера - еще по итогам 2009 года производство и продажи пива в России упали примерно на 10%. Примечательно, но за то же самое время розничные продажи водки выросли на 6%.

После увеличения акцизов представители пивной отрасли поспешили заявить, что экономические меры по регулированию алкогольного рынка могут дать результат прямо противоположный ожидаемому - потребительские предпочтения будут и дальше перераспределяться в сторону крепкого алкоголя. А потому государству надо не повышать цены и ограничивать продажи, а сосредоточиться на пропаганде здорового образа жизни и культуры пития.

Ну, это, по меньшей мере, спорно. Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко ссылается на мировую практику, которая однозначно говорит, что степень алкоголизации населения напрямую зависит от доступности алкоголя, которая определяется его ценой, временем и местами продаж. Связь между доступностью алкоголя и уровнем пьянства подтверждается и статистикой. Так, по данным г-на Герасименко, в Москве и Подмосковье на 400 человек приходится одна точка с алкогольной продукцией, а в селах - по одной точке на 30-40 человек. Сопоставим эти цифры с подсчетами Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН: в Москве на душу населения приходится 12,3 литра чистого алкоголя в год, в поселках - 21,6 литра, а в селах - 28,8 литра. Связь между количеством точек продаж алкоголя и уровнем его потребления вполне очевидна.

Другой вопрос, что любые экономические меры по борьбе с пьянством неизбежно ущемляют экономические интересы тех или иных хозяйствующих субъектов, и пивовары здесь не исключение. Простой пример: сейчас среди мер по борьбе с пьянством чиновники рассматривают возможность запрета на продажу легкого алкоголя и пива в уличных киосках (продажа крепкого алкоголя в ларьках запрещена). По подсчетам некоторых участников рынка, подобная мера могла бы привести к снижению потребления этих напитков на 10-15%. Но алкоголь и сигареты составляют более половины ассортимента ларьков, и в случае запрета этот вид бизнеса может стать нерентабельным. А это в свою очередь затронет интересы от 300 тыс. до 500 тыс. человек.

Впрочем, ситуация с пивоварами стоит особняком, ведь трехкратный рост акцизов на пиво был продиктован не столько желанием снизить потребление напитка, сколько стремлением залатать дыру в бюджете, образовавшуюся на фоне снижения цен на энергоносители. Перед чиновниками стала задача срочно найти дополнительные источники дохода. Выбор пал на пивоваров как самых дисциплинированных - собираемость налогов в отрасли достигает 99%. Это был самый простой источник финансирования. Правда, результат может оказаться совсем не таким, на который рассчитываем Минфин - из-за снижения налогооблагаемой базы (все пивоваренные компании уже остановили кто по одному, кто по два завода) собираемость акцизов будет в 1,5-2 раза меньше цифр, заложенных в бюджет. Но так это или нет, станет понятным по прошествии нескольких месяцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.