Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Однажды известный актер театра и кино Евгений Весник должен был поехать с Малым театром на гастроли во Францию. Перед поездкой труппу вызвали в партийные органы для инструктажа, который состоял из рассказа о том, что за границей следует опасаться провокаций, ни в какие связи не вступать и в одиночку не ходить. Особенно грозным был запрет посещать злачные места, всякие там «площади Пигали» и «Мулен Ружи...» Весник выслушал и спросил: «Простите, а, к примеру, в театр «Красная мельница» можно сходить? «В красный театр сколько угодно», — разрешил невежественный инструктор. 6 октября знаменитому кабаре «Красная мельница», оно же «Moulin Rouge», исполняется 120 лет. За эти годы кабаре «Мулен Руж» стало, наряду с Эйфелевой башней и Лувром, одним из ярких символов Парижа. А был когда-то жупелом загнивающего Запада.
Открытие кабаре было приурочено к началу работы Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни. А автором идеи был 50-летний предприимчивый испанец Жозеф Оллер, человек, который до этого организовал несколько театров, цирк, а также «Русские горки» - так поначалу назывался всемирно известный теперь концертный зал «Олимпия» в Париже.
Несмотря на то, что Оллер был удачливым бизнесменом и организатором, многие посчитали, что его новое детище ждет провал. Дело в том, что новое кабаре открылось вдали от основной «трассы», где пролегали туристические тропы – на бульваре Клиши, близ площади Пигаль, да еще на месте снесенного за четыре года до этого кабаре «Рен-Бланш». Однако владельцы заведения Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер намеренно выбрали место для своего кабаре поодаль от бульвара Рошешуар, где в то время процветало другое кабаре – «Элизе-Монмартр», попытавшись расширить границы увеселительного района Монмартра.
Название кабаре дала деревянная мельница с крыльями красного цвета, созданная архитектором и декоратором Леоном-Адольфом Вилеттом. Мельница напоминала о прошлом Монмартра, а красный цвет ее крыльев явно намекал на близость кабаре к району «красных фонарей». Крылья нового увеселительного заведения мощно «завертелись», приглашая к себе богему Парижа, которая не замедлила откликнуться на призыв.
Пришедшего сюда, прежде всего, ошеломлял интерьер — причудливые переплетения антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Здесь царствовали шелест нарядов, воздушность взлетающих юбок танцовщиц и брызги открываемого шампанского. Фирменным знаком «Красной мельницы» стала кадриль, прозванная англичанами, французским канканом. А его первые исполнительницы – Ла Гулю (по кличке Обжора), Нини Патзанлэр (Лапки вверх), Грий Д’Эгу (Канализационная решетка), Мом Фромаж (Сырок) и Жанна Авриль (Динамит) вошли в историю.
В «Мулен Руж» можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города. «Мулен Руж» делал реальным то, чего, казалось бы, не может существовать, будучи своеобразным апогеем авангарда и сюрреализма.
Завсегдатаями кабаре были не только люди состоятельные, но и представители аристократии и даже члены королевских семей, как например, принц Уэльский. Однако, пожалуй, именно люди искусства превратили это кабаре в «карнавал жизни». Здесь любили бывать Пикассо, Оскар Уайльд и многие другие. Но более всего славу «Мулен-Руж» принес другой отпрыск благородных кровей, живописец граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, который проводил во вновь открывшемся увеселительном заведении каждый вечер, дабы полюбоваться на прекрасных танцовщиц (которые отплясывали канкан без нижнего белья) и, запечатлеть их на своих полотнах, которые предприимчивый Шарль Зидлер покупал и развешивал в фойе.
В 1915 году «Мулен Руж» сгорел, но в 1921 вновь открыл свои двери посетителям. Теперь здесь ставили оперетты и ревю; также кабаре иногда использовали в качестве кинотеатра. В 20-е годы здесь выступал Морис Шевалье, начинал свою артистическую карьеру Жан Габен.
Во время Второй мировой войны деятельность кабаре была приостановлена, а в 1944 году освобожденный от нацистов Париж рукоплескал юному и еще малоизвестному Иву Монтану. В 50-е годы стены «Мулен Руж» видели Шарля Азнавура.
В 1964 году на сцене был сооружён гигантский «аквариум», в котором плавали обнаженные танцовщицы, а в ноябре 1981 года одно из представлений даже посетила сама английская королева Елизавета II. Наверное, из женского любопытства. Под крыльями «Красной мельницы» выступали в гала-концертах Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Михаил Барышников.
В конце ХХ века, когда кабаре испытывал серьезные финансовые затруднения, былую популярность ему возвратил фильм База Лурманна «Мулен Руж!», вышедший на большие экраны в 2001 году.
В наши дни кабаре рассчитано на 850 посетителей, приходящих вечером посмотреть знаменитый канкан в ревю «Феерия» (представляющее собой четыре больших инсценировки – «Мулен Руж» сегодня и вчера», «Мулен Руж навсегда», «Пираты», «В Цирке», «Мулен Руж от 1900 до…»), в котором задействовано 80 музыкантов, 60 хористов и более 100 танцовщиков из разных стран. 60 из них – девушки, которые во время спектакля переодеваются до 10 раз в роскошные костюмы стоимостью до 30 тыс. долларов.
Любопытно, что девушки-танцовщицы не должны быть ниже 174 сантиметров. А вот что касается мужчин, то их рост особой роли не играет. Во главу угла ставятся внешние данные и танцевальные способности.
Французы утверждали и утверждают, что настоящий канкан можно увидеть только в «Мулен Руж». Ровно 8 минут под озорную музыку Оффенбаха девушки дразнят зрителей, приподнимая юбки всё выше и выше, обнажая ножки в чёрных чулках и красных подвязках, падая одна за другой на пол в шпагат, и — в какой-то момент — сбивая кончиком туфли шляпу с незадачливого зрителя из первого ряда.
Для нашей страны «Мулен Руж» всегда был особенным местом. При открытии его на Монмартре присутствовали среди прочих князья Трубецкой с Понятовским, а среди знаменитых поклонников «мельничих» Ла Гулю и Джейн Авриль были многие русские офицеры и купцы.
Да и при СССР, несмотря на то, что функционеры Коммунистической партии клеймили знаменитое кабаре, как гнездо буржуазного разврата, не было лучшего подарка советскому командировочному, чем поход в «Мулен Руж». Втихомолку водили туда и высокое начальство, прибывающее в Париж с тем или иным инспекторским визитом. Говорят, что у посольства СССР во Франции была даже договоренность с дирекцией кабаре о том, чтобы с его гостей денег не брать. Не говоря уже о высоком начальстве в лице министров, партфункционеров и иных чиновников, которым, наверное, за всю предыдущую жизнь не доводилось видеть столько обнаженной женской плоти, сколько за один вечер в «Красной мельнице». Правда, на такое решались не все – многие боялись провокаций, считая, что их зазывают в заведение типа публичного дома.
Неудивительно, что на сцене «Мулен Руж» много русских танцовщиков и танцовщиц. Отечественная танцевальная школа здесь ценится высоко. В частности, постановщик «Феерии» Руджеро Анджелетти считает, что наши соотечественники «потрясающе умеют работать! К тому же они везде прекрасно адаптируются». Некоторые, впрочем, считают, что русским не хватает легкомыслия.
Сами же французы говорят: «Кто был в Париже и не посетил «Мулен Руж», тот не сможет до конца понять, что же такое Париж».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции