Рейтинг@Mail.ru
Союз-Аполлон: тридцать лет спустя - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Союз-Аполлон: тридцать лет спустя

Читать ria.ru в
Первое в истории рукопожатие российских космонавтов и американских астронавтов на космической орбите произошло тридцать лет назад, в июле 1975 г. События, предшествовавшие этому, развивались так: несмотря на грозное предупреждение Никиты Хрущева руководителям советской космической программы: "Луну американцам не отдавать! ", астронавты США первыми высадились на лунную поверхность, и уже Леонид Брежнев закрыл советскую "лунную" программу. Однако, выполнив шесть высадок астронавтов на Луну, в 1974 г. свернули свою программу и американцы, после чего бюджет NASA резко сократился.

Юрий Зайцев, эксперт Интситута космических исследований

Первое в истории рукопожатие российских космонавтов и американских астронавтов на космической орбите произошло тридцать лет назад, в июле 1975 г.

События, предшествовавшие этому, развивались так: несмотря на грозное предупреждение Никиты Хрущева руководителям советской космической программы: "Луну американцам не отдавать! ", астронавты США первыми высадились на лунную поверхность, и уже Леонид Брежнев закрыл советскую "лунную" программу.

Однако, выполнив шесть высадок астронавтов на Луну, в 1974 г. свернули свою программу и американцы, после чего бюджет NASA резко сократился. Из 300 тысяч человек, занятых в этой программе, осталось только 14 тысяч. Из 73 кандидатов в астронавты 30 должны были стать безработными. Начало же работ по "Спейс-шаттлу" планировалось только через три года. (Первый полет челнока  "Колумбия" состоялся  12 апреля 1981 г. в двадцатую годовщину полета  Юрия Гагарина: американцы всегда умели выбирать даты для своих этапных космических свершений).

Тем временм идея совместного советско-американского полета витала в воздухе. Необходимость таких совместных полетов американцы отчетливо осознали, когда на пути к Луне взорвались топливные элементы "Аполлона-13". Как вспоминал будущий технически руководитель с американской стороны экспериментального полета "Аполлон" - "Союз" (ЭПАС) доктор Ланни, "увы, в тот драматический момент мысль о чей-либо помощи была отброшена сразу. Как инженер, я знал, что все эти годы СССР и США проектировали и строили космические корабли и стыковочные устройства по-разному".

Генсек Леонид Брежнев от имени СССР поддержал  идею совместного полета, высказав основную концепцию: мы за мирное освоение космоса, за создание устройств, обеспечивающих сближение и стыковку кораблей и совместную работу  экипажей.

15 июля 1975 г. в 15 часов 20 мин. московского времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен  корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.  Накануне старта один  из участников американской лунной программы астронавт Юджин Сернан в беседе с журналистами  сказал: "Я не думаю,  что кто-то из  участников подготовки программы ЭПАС в ходе нашего общения изменил свои политические взгляды. Мы понимали, что акцент нужно делать не на том, что нас разделяет, а на стремлении понять, уважать друг друга и доверять".

Программа ЭПАС была успешно выполнена, хотя осуществлялась двумя соперничающими в эпоху холодной войны космическими державами. Впервые за всю историю космоплавания на околоземной орбите была создана  и функционировала в течение двух суток космическая система из состыкованных кораблей двух стран с международным экипажем на борту. Мировая общественность, видные политические деятели разных стран рассматривали  совместный советско-американский пилотируемый космический полет как важное историческое событие, открывающее новую эру в исследованиях космического пространства, и как существенный вклад в улучшение советско-американских отношений и всего международного климата.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей. Командиром "Аполлона" стал бригадный генерал Томас Стаффорд. До полета по программе ЭПАС он пять раз успешно выполнял маневры сближения в полетах на кораблях "Джемини-6" и "Джемини-9".  Когда приступили к лунной программе, Стаффорду было поручено на "Аполлоне-10" облететь Луну, на посадочном модуле приблизиться к лунной поверхности на 12,8 км, выполнить фотосъемки районов для будущих  посадок. "Генеральная репетиция" прошла блестяще, и на Луну - уже с посадкой - отправился экипаж Нейла Армстронга.

Командир "Союза" Алексей Леонов был на  четыре года моложе Стаффорда. Он впервые  в мире совершил выход в открытый  космос из корабля "Восход-2". Затем готовился к полету на Луну и, кроме того, прошел подготовку  к пяти так и не состоявшимся по разным причинам космическим полетам.

При осуществлении программы "Союз - Аполлон"  требовались не только технические знания, но и дипломатия в отношениях и чувство юмора, которое просто необходимо для проведения совместных работ на орбите. Не все было гладко, но все участники программы сумели преодолеть  и политические,  и технические проблемы, добились полного взаимопонимания.

Основными задачами программы ЭПАС  было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов  совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов, а также  спасательных операций в космосе.

Совместные испытания стыковочной системы на орбите, выполнение маневров сближения, стыковки и расстыковки кораблей, опыт совместного управления полетом ЦУПами  двух стран, проведение многочисленных научных экспериментов и технических исследований - все это стало, в конечном итоге, бесценным наследием для строительства  Международной космической станции.
Были ли нештатные ситуации в полете?

Перед самим стартом "Союза" выяснилось, что не работает установленная в его кабине телевизионная камера. Но старт не перенесли, решили, что космонавты сами все исправят, и они это сделали.

У экипажа "Аполлона" случилась более серьезная накладка: когда астронавты приземлились (точнее, приводнились, поскольку американский корабль мог садиться только на водную поверхность), пары ядовитых газов от двигательной установки попали внутрь кабины. Астронавты воспользовались кислородными масками.

"Сколько у Вас  в запасе было времени?" - спрашивали потом журналисты у Стаффорда.

"10 - 15 секунд", - развел руками он.

"В Вашей жизни было много таких ситуаций?"

"Одиннадцать".

"С риском для жизни?"

"Да, конечно."

Пять лет назад Томас Стаффорд и Вэнс  Бранд прилетели в Москву на празднование 25-летия первого совместного советско-американского полета. Дональда Слейтона с ними не было - к этому времени он, самый старший из них, уже умер. В Росавиакосмосе во время торжественной церемонии всех астронавтов  наградили только что учрежденной к тому времени медалью "Звезда Икара". Медаль для ушедшего из жизни Слейтона передали Стаффорду для вручения его семье.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала