Рейтинг@Mail.ru
Черникова: Программа 5-100 – это образовательная и научная экспансия - РИА Новости, 29.12.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Черникова: Программа 5-100 – это образовательная и научная экспансия

© Пресс-служба НИТУ "МИСиС"Ректор МИСиС Алевтина Черникова
Ректор МИСиС Алевтина Черникова
Проект повышения конкурентоспособности российских университетов 5-100 предполагает, что пять российских вузов к 2020 году войдут в первую сотню ведущих университетов мира. О значимости проекта для российского образования РИА Новости рассказывает ректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Алевтина Черникова.

Проект повышения конкурентоспособности российских университетов 5-100 предполагает, что пять российских вузов к 2020 году войдут в первую сотню ведущих университетов мира. О значимости проекта для российского образования РИА Новости рассказывает ректор Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Алевтина Черникова.

- Алевтина Анатольевна, на сайте ria.ru запущен опрос о том, как, по мнению россиян, Проект 5-100 влияет на конкурентоспособность российского высшего образования. И самый популярный ответ звучит так: "никак не отражает конкурентоспособность вузов, т.к. вузы выполняют государственную задачу". Как Вы можете это прокомментировать? 

Опрос
Как влияет Проект 5-100 на конкурентоспособность российского высшего образования?
- Проект повышения конкурентоспособности разработан для решения важной задачи национального масштаба – выхода российского образования и науки в мировое академическое пространство. Это, если хотите, образовательная и научная экспансия.

Российская система образования является одной из самых сильных в мире, а наши ученые, особенно в области точных наук и технических специальностей, ничем не уступают своим коллегам из других стран – достаточно вспомнить, насколько востребованы за рубежом наши физики, инженеры, программисты. 

При этом в силу известных причин наука и образование России были продолжительное время не встроены в мировую научно-образовательную среду. Мы долгое время были замкнуты на самих себя, наши ученые неохотно публиковались в зарубежных журналах, российские вузы не стремились выйти за границы бывшего Советского Союза.

В соответствии с вызовами времени должна меняться и система. Необходимо развивать и совершенствовать деятельность университетов в области науки и образования. Мы в НИТУ «МИСиС» создаем современные научно-исследовательские лаборатории, научно-образовательные и инжиниринговые центры. Для руководства научными коллективами мы посредством открытых международных конкурсов привлекаем ученых с мировым именем. В созданные ими научные коллективы обязательно входят преподаватели университета, магистранты и аспиранты, что дает нашим студентам дополнительные конкурентные преимущества, включая возможность учиться у лучших.

Как следствие, растет интерес к российскому инженерному образованию у отечественных и иностранных студентов. В 2012 году в НИТУ «МИСиС»  поступили 355 международных студентов, а в 2014 уже около 1300 студентов и аспирантов из-за рубежа приехали получать инженерное образование к нам в университет. Сейчас в НИТУ «МИСиС» обучаются на основных образовательных программах студенты из 61 страны мира – это Франция, Китай, Германия, Вьетнам, Египет, Индия, Израиль, Сербия, Эквадор и многие другие. 

- Международные эксперты заявляют о том, что российские вузы постепенно укрепляют свои позиции в мировых рейтингах университетов, связывая это в первую очередь с реализаций в России Проекта 5-100. Что сделано в вашем вузе за три года участия в этом проекте?

— Во-первых, мы действительно укрепляем свои позиции в международных рейтингах, причем процесс этот идет достаточно быстрыми темпами. Рассмотрим ближайший по времени пример — в начале декабря вышел международный рейтинг THE BRICS & Emerging Economies Rankings. Еще два года назад в этом рейтинге присутствовали только два российских вуза, в 2014 — их стало семь, а в 2015 году – уже 15, причем 11 из них (в том числе и НИТУ «МИСиС») входят в ТОП-100 этого рейтинга.

Что касается изменений, произошедших в университете за время участия в Проекте повышения конкурентоспособности, то хотела бы отметить, что процесс модернизации требует серьезных изменений во всех сферах: образовательной, научной и управленческой деятельности НИТУ «МИСиС», работе по созданию и развитию инфраструктуры университета, системе взаимоотношений вуза с российскими и зарубежными университетами и бизнес-структурами, внеучебной деятельности и т.п.

- Какие финансовые и практические преимущества Вы получаете от участия в Проекте 5-100? Дает ли это какие-то государственные преференции?

— В 2013 году мы в числе пятнадцати российских ведущих университетов стали победителями Проекта повышения конкурентоспособности. В зависимости от оценки экспертами наших «дорожных карт» и выполнения взятых на себя обязательств, вузы получают дополнительное финансирование – в среднем от 500 до 900 млн рублей в год. Это далеко не главный источник наших финансовых поступлений – субсидия, полученная на реализацию проекта повышения конкурентоспособности, составляет около 10% дохода университета по всем источникам финансирования. 

Тем не менее, эта субсидия очень важна для вуза, так как позволяет нам осуществлять новые научно-образовательные проекты. НИТУ «МИСиС» – лидер специализации в области материаловедения, металлургии и горного дела. Мы целенаправленно развиваем эти направления и делали это задолго до участия в Проекте, но благодаря участию у нас появились дополнительные возможности. В прошлом году мы открыли три новых лаборатории, в этом году – еще четыре современных научных центра.

- Участие в Проекте 5-100 Вас к чему-то обязывает? Вам приходится отчитываться перед Минобрнауки? От вуза требуют результатов?

— Естественно, у нас есть обязательства. Укрепляя свои позиции в России и за рубежом, мы закладываем определенные показатели, прописанные в «дорожной карте» Проекта повышения конкурентоспособности. Есть и обязательные, и вариативные КПЭ, которые серьезно отслеживаются и Проектным офисом, и Минобрнауки. Два раза в год мы готовим отчеты по выполнению «дорожных карт». Кроме того, раз в год Международный Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ, куда входят в том числе и эксперты мирового уровня по академическому продвижению, оценивает потенциал университета, наше видение, вектор движения к цели, стратегию развития НИТУ «МИСиС».

Российские вузы в мировом рейтинге QS
Российские вузы в мировом рейтинге QS
Выделяемая нам субсидия – это целевые деньги, которые мы можем расходовать только на международное продвижение университета. Если мы хотим получить результат – в это надо вкладываться. В качестве примера – в НИТУ «МИСИС» был открыт Центр академического письма, который помогает университетским исследователям в подготовке научных публикаций на английском языке. Часто недостаточное знание формальных требований западных изданий, ошибки в оформлении заявки и т.п. приводят к тому, что качественные научные работы отечественных ученых не проходят даже первичный отбор.

Как результат, согласно исследованию, проведенному компанией PricewaterhouseCoopers, в 2015 году по доле публикаций в ведущих научных журналах мира НИТУ «МИСиС» вышел на уровень университетов, входящих в первую сотню международных рейтингов.

Также другой пример: после того, как количество международных студентов, обучающихся в НИТУ «МИСиС», выросло в несколько раз, мы открыли Национальный центр изучения русского языка как иностранного.

- Как участие вуза в Проекте 5-100 отражается на студентах и преподавателях? Как Вы полагаете, не отвлекает ли погоня за строчками в рейтингах от учебного процесса и научной деятельности? 

— Рейтинги – не самоцель, это оценка деятельности университета на определенный момент времени. Главное – не рейтинги, а тот импульс развития, который получили российские университеты вследствие участия в Проекте повышения конкурентоспособности. Для преподавателей и студентов наше участие в Проекте – это, прежде всего, предоставление им новых возможностей. Мы теперь можем решать более масштабные задачи в области науки и образования.


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала