Рейтинг@Mail.ru
"Верю" или "не верю": жизнь по системе Станиславского - РИА Новости, 07.08.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Верю" или "не верю": жизнь по системе Станиславского

© РИА Новости | Перейти в медиабанкКонстантин Станиславский и его жена Мария Лилина
Константин Станиславский и его жена Мария Лилина
Читать ria.ru в

МОСКВА, 7 авг — РИА Новости, Анна Кочарова. "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве", "Театр начинается с вешалки" — по системе Саниславского сегодня учат актеров во всем мире, хотя на самом деле он никакой специальной системы не создавал. Основатель Художественного театра ушел из жизни 80 лет назад, но его режиссерские принципы будут актуальны всегда.

Константин Станиславский
Весь Голливуд – это Станиславский. Иностранцы о русской душе и театре

Свое знаменитое "Не верю!" Константин Сергеевич говорил актерам, порицая их за неестественность и патетику на сцене.

Фраза "Театр начинается с вешалки" — из письма Станиславского к гардеробщикам МХАТа, в котором он благодарил их за поздравления с 70-летием.

Режиссер написал тогда: "Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей". А еще он говорил: "Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст; искусство очень мстительно".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкВозвращение артистов Художественного театра из гастрольной поездки по Европе и Америке в Москву. Слева направо: Константин Станиславский, Владимир Антонов-Овсеенко, Мария Станиславская
Возвращение артистов Художественного театра из гастрольной поездки по Европе и Америке в Москву. Слева направо: Константин Станиславский, Владимир Антонов-Овсеенко, Мария Станиславская

Так называемой системы Станиславского в качестве четкого методического пособия не существует. Однако она изложена в трудах реформатора театра. Один из главных приемов — актерское перевоплощение.

Тамара Карсавина в роли Жар-птицы и Адольф Больм в роли Ивана-царевича
Те, кем восхищались все: как сохранились уникальные фото русских балерин

"Актер должен знать о своем персонаже все — и откуда он пришел перед тем, как появился на сцене, и кто его родители, и всю биографию героя".

Режиссер требовал от артистов, чтобы они рассказывали ему полную историю жизни своих героев, хотя она не была прописана в пьесе. Каждый образ нуждался в кропотливой проработке.

Артист обязан ясно понимать, кто его герой и что ему нужно. Иначе он будет бессмысленно ходить по сцене, действовать как заведенная машина, считал Станиславский.

Благодаря ему теперь в театральных школах по всему миру начинающие актеры выполняют разные упражнения, основанные на наблюдении за животными, людьми, направленные на развитие внимания.

Система Станиславского прижилась и в кино, чему способствовало появление звукового кинематографа. Режиссер Всеволод Пудовкин писал, что киноактер по системе воспитания должен быть ближе всего именно к школе Станиславского, и всячески пропагандировал этот театральный подход.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкАктер и режиссер Константин Сергеевич Станиславский в роли микадо Нанки-Пу в оперетте Сюлливана "Микадо"
Актер и режиссер Константин Сергеевич Станиславский в роли микадо Нанки-Пу в оперетте Сюлливана Микадо

Помогло еще и то, что в 1930-е активно начали сниматься актеры МХАТа. Труды теоретика русского театра внимательно изучали такие кинорежиссеры, как Сергей Эйзенштейн и Сергей Герасимов. 

Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф  Сталин среди делегатов на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Февраль 1935 года
Эротическая опера и гнев Сталина: как Большой стал сценой для политики

Многим обязан Станиславскому и Голливуд. Например, Дастин Хоффман перед съемками фильма "Марафонец", вживаясь в образ человека в бегах, не мылся, не спал нормально, одевался в тряпье. 

Надо сказать, Константин Сергеевич был личностью весьма независимой. В непростые 1920-1930-е годы он отстаивал традиционные художественные ценности русской сцены.

МХАТу предъявляли социально-политические обвинения в "отсталости". В ответ в театре поставили "Горячее сердце" по пьесе Александра Островского. Да и внешне Станиславский — в пенсне, костюме, часто с галстуком-бабочкой — никак не походил на пролетарского режиссера.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкК. С. Станиславский на 10-летии Наркомпроса. 1927 год
К. С. Станиславский на 10-летии Наркомпроса. 1927 год

 

Не секрет, что после многих лет совместной работы пути двух реформаторов сцены Станиславского и Немировича-Данченко разошлись. Но, даже будучи в ссоре, Константин Сергеевич часто выручал Владимира Ивановича, который был страстным карточным игроком со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сам Станиславский был очень аккуратен в деньгах. Сохранилось множество его блокнотов, где, помимо зарисовок для декораций, афоризмов, списков, адресов и рецептов, — записи расходов и наличия средств на счетах.

И конечно, особое место в системе Станиславского всегда занимала артистическая этика, под которой режиссер подразумевал коллективное творчество. Он был уверен: сбой у любого артиста, технического работника или же преследование личных целей ставит под угрозу весь спектакль, успех всего театра.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала