Рейтинг@Mail.ru
Битва за Британию (1940-1941) - РИА Новости, 15.09.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Битва за Британию (1940-1941)

© AP PhotoНемецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87
Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87
Читать ria.ru в
В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain).

В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain).

Битвой за Британию (в России принято название "Битва за Англию") в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по Великобритании и борьбы английских воздушных сил по их отражению (август 1940 года — май 1941 года) во Второй мировой войне. Целью германских бомбардировок было вывести Англию из войны и создать благоприятные условия для готовящегося нападения на СССР.

Бомбардировщик Хейнкель He-111 над Лондоном
Битва за Британию: хроники пикирующих "Юнкерсов"
Летом 1940 года правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии (предусматривалось внезапное форсирование Ла-Манша и высадка на южном побережье Англии 25 дивизий с целью оккупировать Великобританию), а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции.

Для этого были выделены 2-й, 3-й воздушные флоты и частично 5-й (свыше 2,6 тысячи самолетов). Британские силы противовоздушной обороны (ПВО) насчитывали свыше 700 истребителей, до двух тысяч зенитных орудий, около 1,5 тысячи аэростатов заграждения. Вдоль восточного побережья страны располагались радиолокационные станции, что позволяло английскому командованию заблаговременно обнаруживать воздушного противника и своевременно организовывать отражение налетов.

В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям.

12 и 13 августа 1940 года немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам.

Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, 5 сентября отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон.

Второй этап воздушного наступления начался 7 сентября 1940 года, когда немецкие военно-воздушные силы нанесли бомбовый удар по Лондону. После этого германские бомбардировщики стали регулярно появляться над городом. Особенно сильным был налет 15 сентября, когда немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие.

Противник потерял 60 самолетов, а англичане — 26. После 15 сентября напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать.

Немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе, так как перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь и усилить сопротивление противнику. С августа по октябрь 1940 года английской ПВО было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета).

Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны — Белфаста, Бирмингема, Бристоля, Кардиффа, Манчестера и других. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.

С середины ноября 1940 года до середины февраля 1941 года из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, девять — на промышленные города в глубине Англии и восемь налетов — на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.

С февраля 1941 года стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 года немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.

Всего немецкая авиация совершила свыше 46 тысяч самолето-вылетов и сбросила около 60 тысяч тонн бомб, потеряв при этом 1733 самолета (англичане — 915 самолетов). Жертвы среди населения Великобритании составили свыше 86 тысяч человек (в том числе около 40 тысяч убитыми), повреждено и разрушено свыше одного миллиона зданий, ряд городов был сильно разрушен.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что 15 сентября стало переломным моментом в "Битве за Британию". По его мнению, немецкое командование военно-воздушных сил, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне. Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы.

В результате немецкая авиация не смогла добиться превосходства в воздухе. Поэтому операция "Морской лев" не состоялась, путь для нее расчистить не удалось. Тем более не удалось принудить англичан сдаться. 17 сентября 1940 года Гитлер отложил операцию "Морской лев" "до дальнейшего извещения".

Затем (директивой от 12 октября) отложил на весну — лето 1941 года. Продолжавшиеся мероприятия по плану "Морской лев" превратились исключительно в средство стратегической маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчетам фашистского руководства, должна была решиться в результате "победоносного похода" против СССР.

Поэтому 15 сентября 1940 года в Великобритании считается решающим днем, когда англичане избавились от опасности вторжения.

Битва за Британию, в которой участвовали прежде всего британские военно-воздушные силы, стала ключевым сражением в ходе Второй мировой войны для Великобритании. Наряду с британскими летчиками, в битве участвовали военные из Польши, Чехословакии, Австралии, Канады, Новой Зеландии, США, Бельгии, Франции, Ирландии, Родезии, ЮАР и Ямайки.

В сентябре 2005 года в Лондоне был открыт памятник в честь 65-летия Битвы за Британию. Монумент на набережной Виктории открыли принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корнуоллская Камилла, а также министр обороны Великобритании. Кроме них на церемонии присутствовали министры обороны Австралии и Чехии, а также послы всех стран, которые участвовали в Битве за Британию 1940 года.

Официальную церемонию его открытия завершил пролет раритетных самолетов Королевских ВВС Великобритании "Спитфайр" (Spitfire), "Ураган" (Hurricane), и "Тайфун" (Typhoon).

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Москва. Воениздат. В 8 томах. 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала