Рейтинг@Mail.ru
История здания Государственного академического Большого театра России - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

История здания Государственного академического Большого театра России

© РИА Новости / А. Свердлов | Перейти в медиабанк"Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856"'
Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856'
Читать ria.ru в

28 октября после длительной реконструкции открывается историческое здание Государственного академического Большого театра России.

Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта по ст. ст.) 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать ...театральные всякого рода представления". Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом в Москве была создана первая постоянная труппа. Она была организована из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.

Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. В 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.

Главный фасад театра был обращен к улице Петровка и почти не имел декора, тогда как высокий зрительный зал с ярусами лож и наклонным партером, напротив, был пышно декорирован.

По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Театр Медокса сгорел в 1805 году, его обгорелые развалины стояли в начале улицы Петровки до 1815 года, когда по повелению императора Александра I была начата реконструкция площадки перед театром, названной впоследствии Театральной площадью.

По проекту московского архитектора Осипа Бове была спланирована обширная прямоугольная площадь, застроенная однотипными домами. В северной части площади планировалось сооружение нового театра. На проведенном Академией художеств конкурсе победу одержал проект петербургского архитектора Андрея Михайлова. Он предполагал типичное решение в духе ампира: прямоугольный объем с восьмиколонным ионическим портиком (выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие) на главном торцовом фасаде и его повышенной средней частью, которая была украшена квадригой Аполлона, поставленной на фоне глубокой арочной ниши.

Проект Михайлова был существенно переработан тем же Бове, который разработал торжественный декор и оригинальную конструкцию зрительного зала, и несколько изменил пропорции всего здания (оно стало ниже), а также оставил руст (рельефную кладку), в проекте Михайлова заполнявший всю поверхность стен, только в нижней трети фасадов. Театр был назван Большим Петровским.

Открытие театра состоялось 18 января (6 января по ст.ст.) 1825 года. Новое здание горожане называли "Колизей". Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.

Большой Петровский театр дважды подвергался переделкам: в 1843 году, когда по проекту архитектора Александра Никитина была изменена планировка лож, а первоначальные ионические капители (венчающая часть колонны) портика были заменены на ионические капители более архаического рисунка; и в 1847 году, когда были перепланированы обслуживающие помещения.

11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Черный дым, поднимающийся над Театральной площадью, был виден во всех уголках Москвы. Пламя полыхало двое суток. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание: сгорело все, кроме несущих стен и колонн переднего фасада. Менее всего от огня пострадал портик театра, выходящий на улицу Петровка.

Проект восстановления и реконструкции здания театра был разработан петербургским архитектором Альбертом Кавосом, все работы которого отличались масштабностью и законченностью художественного замысла, богатством и роскошью отделки, высокой акустикой зрительных залов.

Сохранившаяся линия стен и устоявшие колонны портика послужили основой для восстановления и реконструкции здания.

Кавос внес существенные изменения в декор главного фасада здания. На гладких боковых стенах появились ложные окна, декорированные четырьмя пилястрами (вертикальный, плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, оформление которого соответствует ордерной системе колонны); между крайними колоннами портика, сохранившегося после пожара, были вырублены ниши для двух статуй. Окна второго этажа, которые по проекту Михайлова Бове были перекрыты арками с орнаментом, по проекту Кавоса были декорированы боковыми пилястрами на консолях и сандриками (декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика). Архитектор также заменил ионический ордер колонн портика на композитный. В целом фасады были решены в стиле неоклассицизма.

Существенные изменения претерпела и верхняя часть главного фасада: над главным портиком появился еще один фронтон (увенчание фасада здания, имеющее чаще всего форму треугольника), поверхность стен покрывала сплошная рустовка.

Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта (1805 1867). Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью. Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достиг 6,5 метров в высоту. Она была выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.

Первоначально существовавшая арочная ниша, на фоне которой в свое время стояла квадрига, не была восстановлена Кавосом, а вместо нее появился пояс из тринадцати окон, чередующийся плоскими пилястрами.

Общая планировка зрительских помещений была сохранена, но в интерьеры здания были внесены существенные конструктивные изменения: осуществлена перестройка парадных лестниц; изменена вся система боковых лестниц; перенесен некогда располагавшийся под амфитеатром партера гардероб; увеличены размера зрительного зала (с переносом стен).

Зрительный зал театра имел совершенную акустику. С акустической точки зрения, Кавос считал оптимальным устройство зрительного зала по принципу устройства скрипки. По его проектами и расчетам была перестроена по кривой стена зрительного зала, увеличена портальная арка сцены, углублена и расширена оркестровая яма (оркестр перенесен ближе к сцене), в конструкции которой была использована деревянная дека. Именно для улучшения акустики в конструкции зала и в его отделке использовалось дерево. Деревянными были деки плафона и пола партера, панели обшивки стен, конструкции балконов ярусов, сам пол партера. Декор нового зрительного зала и фойе был выполнен в едином стиле, восхищая современников пышностью отделки.

Сцена имела подъемно опускной занавес, созданный по заказу Альберто Кавоса профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузе. Следуя итальянской традиции – выбирать для театральных занавесов исторические сюжеты из жизни того города, в котором находился театр, – на театральном занавесе Большого был изображен въезд Минина и Пожарского в Москву после изгнания поляков.

Зал, чьи габариты были восстановлены архитектором Кавосом и сохранились практически без изменений, мог вместить одновременно три тысячи человек.

20 августа 1856 года восстановленный Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи.

Большой театр и после капитальной реконструкции Кавоса несколько раз подвергался переделкам.

В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В результате внесенных после пожара Кавосом изменений исторический портик заднего фасада был закрыт, оказавшись во внутреннем дворе театра.

В 1893 году на наружных и внутренних стенах театра появились значительные трещины. После обследования фундаментов (Большой театр, как и большинство зданий на Театральной площади, был построен на сваях) оказалось, что из за понижения уровня грунтовых вод в верхней части сваи сгнили, это вызвало значительную осадку здания, которая, в свою очередь, и стала причиной появления трещин. В 1895 и 1898 годах были организованы работы по подводке фундаментов, которые временно приостановили разрушения.

В 1921 году специальная комиссия, обследовавшая здание Большого театра, выявила катастрофическое состояние полукольцевой стены зрительного зала, служившей опорой для сводов коридоров ярусов и основных конструкций зрительного зала. Фактически покоящаяся на слабом фундаменте, она не выдерживала веса конструкции зала и коридоров и дала трещины по всей высоте шести ярусов. Конструкции сводов разрушились настолько, что из них начали выпадать кирпичи. Деформации конструкций вызвали перекос барьеров лож, полы в них наклонились. Опасность полного разрушения зрительного зала была настолько очевидна, что к противоаварийным работам пришлось приступить немедленно. Под зрительный зал архитектор и инженер Иван Рерберг подвел бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.

К 1990-м годам здание крайне обветшало. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. В здании театра сосуществали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались "лечить" весь ХХ век   влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.

В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.

2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.
Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня.

Восстановление Большого театра постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.

В ходе реконструкции был полностью восстановлен исторический облик здания.

Восстановлены главный вестибюль, Белое фойе, хоровой, экспозиционный, круглый и Бетховенский залы.

После реконструкции зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, который задумал архитектор Большого театра Альберт Кавос.

Первоначальный облик возвращен фасадам Большого театра.

Площадь театра была увеличена более чем вдвое. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема. Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Кроме самого концертно репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.

Не менее важной задачей стало соединение строгого подхода научной реставрации в исторической зоне и установки самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.

Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики Зрительного зала. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.

В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Технологическое оборудование установлено в главном здании Большого театра и в новом подземном концертно репетиционном зале. Театр получил возможность создавать самые современные и сложные постановки. Новая механика позволила менять декорации за считанные минуты.

В проект реконструкции также вошло восстановление Дома Хомякова   памятника первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус.

Как заявил министр культуры РФ Александр Авдеев, стоимость реставрации Большого театра превысила 20 миллиардов рублей.

Открытие Основной сцены Большого театра состоится 28 октября 2011 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала